Накануне президент России Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка России. Нынешнему главе ЦБ Сергею Игнатьеву предложили стать советником Набиуллиной.
Я считаю ее интеллектуалкой и порядочным человеком
Третий срок полномочий Сергея Игнатьева заканчивается в июне 2013 года. По закону кандидатуру на пост главы Центробанка представляет президент, а назначает Госдума сроком на четыре года.
Игнатьев покидает ЦБ как раз в момент, когда полномочия Банка России могут быть впервые в его истории серьезно расширены. В структуру ЦБ хочет влиться Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России.
О том, чего стоит ждать от бывшего министра экономического развития на должности председателя ЦБ, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра структурных исследований Института экономической политики Е. Т. Гайдара Алексей Ведев.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете Эльвиру Набиуллину как человека?
Алексей Ведев: Я считаю ее интеллектуалкой и опытной с точки зрения экспертной работы, а также порядочным человеком.
ВЗГЛЯД: Как министерский опыт Набиуллиной может пригодиться и повлиять на ее новую работу в ЦБ?
А. В.: Будучи министром экономического развития, она отстаивала мягкую денежную политику и мягкую бюджетную политику для того, чтобы стимулировать внутренний спрос и, соответственно, экономический рост.
Алексей Ведев (фото: из личного архива) |
Центральный банк, напротив, считал своей основной задачей борьбу с инфляцией и сохранение стабильного обменного курса рубля. Но это слишком узкая цель, и задачей ЦБ должен стать также экономический рост.
На мой взгляд, основной недостаток деятельности Минфина, Минэкономразвития и Центробанка на протяжении последних 10 лет заключался в том, что каждое ведомство отстаивало только то, за что отвечает. В итоге выработки оптимальной экономической политики не происходило.
В моем понимании оптимальная экономическая политика должна не только иметь своей целью снижение инфляции, но и стремиться к обеспечению качественного и устойчивого экономического роста в рамках финансовой стабильности.
И теперь есть шанс, что такая политика будет выработана. Думаю, Эльвира Набиуллина сможет сочетать подход стимулирующей экономической политики, выработанный на посту министра экономического развития, с курсом на снижение инфляции, выработанным предыдущим руководством ЦБ.
Понятно, что один ЦБ с этой задачей не справится, равно как и одно Минэкономразвития или Минфин. Так или иначе нужны компромиссы со стороны всех трех ведомств, чтобы сделать экономический рост более устойчивым.
ВЗГЛЯД: Кардинальных изменений в политике ЦБ не будет?
А. В.: Я думаю, совершенно неправомерно ожидать снижения ставки рефинансирования или выдачи кредитов всем подряд. Это нерационально и не даст эффекта. Если и стоит ожидать снижения ставки рефинансирования, то, я думаю, чисто символической.
Если бы снижение ставки рефинансирования в два раза действительно могло бы сразу привести к росту экономики на 5% в год, то это уже давно бы сделали.
Я уверен, что экономика растет плохо не потому, что у нас ставка рефинансирования высокая. Проблема не в том, что катастрофически не хватает денег. Я приведу пример: по итогам 2012 года половина всех средств финансовых предприятий лежала на срочных депозитах. Это означает, что они были исключены из оборота. Поэтому если ЦБ сейчас всем даст денег, это не значит, что мы станем расти.
ВЗГЛЯД: А в чем причины?
А. В.: Основные причины медленного экономического роста – это плохой деловой климат, низкая экономическая активность, низкий уровень конкурентной среды на рынках, отсутствие роста малого и среднего бизнеса.
ВЗГЛЯД: Какие еще задачи будут стоять перед Набиуллиной с учетом создания на базе ЦБ финансового мегарегулятора?
А. В.: Я считаю, что основная задача при создании мегарегулятора – интеллектуальная.
Главный вопрос сейчас, что будет регулировать мегарегулятор, а уже второй вопрос – как. Задача в том, чтобы перейти от надзора за отдельным банком к регулированию и надзору за всей банковской и финансовой системой. Интеллектуальный вызов состоит в том, чтобы определить наиболее актуальные системные риски в финансовой сфере на ближайшие годы. Это непростая задача, но думаю, Эльвира Набиуллина справится с ней.
Остается много нерешенных проблем, по которым Центральному банку надо будет концептуально определиться. Из программы развития банковского сектора до 2015 года совершенно не следует, какая у нас будет банковская система к этому году. Программа долгосрочного развития банковской системы до 2020 и 2030 годов только в стадии разработки и обсуждения. Естественно, Центральный банк и банковская система не могут существовать без долгосрочной экономической политики, поэтому Набиуллиной предстоит создать ее.
ВЗГЛЯД: Зная Эльвиру Набиуллину, думаете, она пойдет по пути ужесточения контроля над банками и страховщиками?
А. В.: Я не знаю ее мнения на этот счет. Но мировой опыт показал, что банковский сектор нуждается в ужесточении контроля. И многие страны уже идут по этому пути: усиливается контроль за топ-менеджерами, их зарплатами, от банков требуется эффективное управление рисками, чего не было в последние десятилетия. Кризис 2008–2009 годов случился в банковской сфере именно из-за плохого управления рисками, перекредитования и т. д.
Поэтому, я думаю, есть большая вероятность, что контроль за банковской деятельностью в России будет усилен.