1. Спасение Кипра и курс на деофшоризацию
#{image=706705}В начале 2013 года весь мир следил за событиями, развивающимися на довольно небольшом острове в Средиземном море. Кипр стал показательным примером борьбы с «налоговыми курортами», которую развернули лидеры еврозоны: Германия и Франция. Кипру, попавшему в тяжелое финансовое положение, предложили помощь, но только в обмен на то, чтобы правительство обложило единовременным налогом крупные банковские вклады. Для страны, чей банковский сектор составлял свыше 700% ВВП, это был непоправимый удар.
Россию это затронуло гораздо сильнее, чем хотелось бы. По разным оценкам, в кипрских банках хранилось от 19 до 35 млрд долларов российского происхождения. Услугами офшора широко пользовались даже госструктуры.
В итоге события на Кипре получили продолжение в конце года, когда президент России Владимир Путин объявил курс на деофшоризацию, потребовав от компаний, зарегистрированных в офшорах, платить налоги в казну страны. Если они на это не пойдут, их собираются лишить доступа к госконрактам и госпомощи. Крупные компании: Металлоинвест, Русал, КамАЗ, Норникель – почти сразу заявили о поддержке такой инициативы. Но не все ожидают, что произойдет тотальный выход российских фирм из офшоров.
«Даже в случае реализации сложных механизмов учета и взыскания налогов с офшорных компаний актуальность регистрации бизнеса в иностранных юрисдикциях не пропадет, так как бизнес зачастую выбирает тихие заводи островных государств не только с целью налоговой оптимизации. Часто основным аргументом является выход из-под российского правоприменительного пространства, защита от недружественных поглощений и прочих издержек отечественной юрисдикции», – говорит заместитель генерального директора ОАО «Евразийский» Дмитрий Пузанов.
2. Смена руководства Минэкономразвития и Банка России
К июню российская экономика не показала результатов, которые бы свидетельствовали о ее стабильном развитии. Наоборот, пришлось констатировать, что экономика скатилась в стагнацию. В этот момент произошла перестановка в Министерстве экономического развития. Вместо Андрея Белоусова, ушедшего работать помощником президента, ведомство возглавил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Почти одновременно с этим покинул свой пост председатель Банка России Сергей Игнатьев, а его место заняла бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
В изменившихся условиях больший интерес в объединении компаний проявляет именно белорусская компания
Отмечалось, что такая перестановка фигур позволит ЦБ и Минэкономразвития работать в тесной связке, ведь Набиуллина прекрасно знала специфику министерства, а Улюкаев – Банка России. От Улюкаева ожидали предложений по стимулированию затухающего роста экономики, а от Набиуллиной – снижения ставок ЦБ, которое бы поддержало этот рост. Но на деле произошло нечто другое. Главным решением Улюкаева на своем посту стала заморозка тарифов естественных монополий, произошедшая уже осенью. Ну а Набиуллина не стала снижать ставки, зато осенью и зимой ЦБ произвел атаку на банки, отозвав несколько десятков лицензий.
«Полагаю, что федеральное правительство приближается к такому уровню профессионализма, когда смена персоналий мало влияет на текущую ситуацию. Во всяком случае, если и влияет, то не сразу. С Центробанком же ситуация мне непонятна – в голове не укладывается, как можно не предусмотреть никаких гарантийных механизмов для компаний – клиентов проблемных банков. Отозвали лицензию, банк закрылся – деньги на счетах юрлиц замерзли. Несмотря на теплый декабрь», – отметил председатель комитета по инновациям и венчурному финансированию Московской ассоциации предпринимателей Дмитрий Горбунов.
3. Волна отзывов банковских лицензий
Банк России во второй половине 2013 года отозвал лицензии у 29 банков. Основная причина – недостаток средств для исполнения финансовых обязательств перед клиентами. Для сравнения: за весь 2012 год лицензий были лишены только 23 банка.
В основном пострадали небольшие региональные банки. Но было несколько и громких лишений лицензий. Так, в ноябре регулятор отозвал лицензию у Мастер-банка, входившего в 50 крупнейших банков по объему депозитов. Это стало крупнейшим страховым случаем в России: объем выплат вкладчикам превышает 30 млрд рублей.
«России необходима чистка в банковском секторе, но не теми методами, которыми оперирует в своей работе ЦБ РФ. Мы уже получили сильный удар по имиджу коммерческих банков, которые впоследствии будут восприниматься как несостоятельные», – комментирует первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. По ее словам, остается важным вопрос, сколько останется банков после действий российского финансового регулятора в лице ЦБ. «Но не стоит забывать и тот факт, что отечественному рынку не нужны банки, не участвующие в системе страхования вкладов, имеющие скрытые задачи их собственников, направленные на вывод средств вне закона», – говорит она.
4. Дело Уралкалия
Летом в отношениях между Россией и Белоруссией довольно неожиданно образовалась напряженность. Ведущий мировой производитель удобрений «Уралкалий» объявил об отказе от сотрудничества с Беларуськалием и выходе из совместного предприятия БКК, на которое приходилось до 43% мирового рынка калийных удобрений. Кроме того, Уралкалий, по существу, объявил о политике демпинга, поставив Беларуськалий в сложнейшую ситуацию. Цены на удобрения резко упали. По подсчетам минфина Белоруссии, вкупе со снижением экспорта нефти это привело к потерям для бюджета в размере 1,7 млрд долларов.
Но это было только началом конфликта. После разрыва отношений Беларуськалия и Уралкалия в Минске был арестован гендиректор российской компании Владислав Баумгертнер. Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал сменить собственников Уралкалия, удерживая под арестом Баумгертнера. Точнее, он требовал ухода одного из акционеров Уралкалия – Сулеймана Керимова, обвиняя того в криминальных действиях против Беларуськалия. В итоге долю Керимова выкупила группа «Онэксим» Михаила Прохорова, и Баумгертнер наконец вернулся в Россию. Но говорить о том, что все вернется на круги своя и обе компании снова станут партнерами, эксперты не спешат.
«Можно ожидать восстановления сотрудничества между Беларуськалием и Уралкалием, которое должно быть интересно обеим сторонам. Покупка Прохоровым пакета акций Керимова увеличивает перспективы возобновления сотрудничества между компаниями. Однако следует отметить, что разрыв отношений имел более негативные последствия именно для Беларуськалия. В изменившихся условиях больший интерес в объединении компаний проявляет именно белорусская компания. Вероятно, в случае возобновления сотрудничества условия будет изменены: Уралкалий потребует большую долю экспорта при совместных поставках», – сказал аналитик компании MFX Broker Сергей Некрасов.
5. Заморозка тарифов
В голове не укладывается, как можно не предусмотреть никаких гарантийных механизмов для компаний – клиентов проблемных банков
Приятной неожиданность этого года стало заявление о заморозке в 2014 году тарифов естественных монополий: Газпрома, Россетей и РЖД, – причем как для населения, так и для промышленных потребителей.
Правда, потом правительство скорректировало эту новость. Нулевой рост будет только для промпотребителей, а для населения тарифы вырастут, но все-таки ниже инфляции, а не на 30%. Если инфляция в 2013 году составит 6,2%, как ожидает МЭР, то тарифы на газ, тепло, воду и электричество для населения вырастут только на 4,4%. В сравнении с традиционным ежегодным ростом тарифов на 15–20% это довольно компромиссный вариант. Причем в 2015–2016 годах также ожидается рост тарифов ниже инфляции.
«Идея полной или частичной заморозки тарифов очень спорная», – считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. «С одной стороны, ее цель – снизить коррупционную составляющую, заставить компании работать более эффективно, а также снизить инфляцию, что позволит уменьшить процентные ставки. Последнее просто необходимо для поддержания и стимулирования экономического роста. Эту идею давно предлагал известный экономист Сергей Глазьев», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
С другой стороны, указывает Разуваев, заморозка тарифов уже ударила по инвестиционным программам и занятости. Так, РЖД уже перевели на неполную рабочую неделю 27% работников от общей численности, чтобы не отправлять людей в неоплачиваемый отпуск, как это было в 2008 году. Инвестпрограмма компании Владимира Якунина сократится в четыре раза. Инвестпрограмма Газпрома в 2014 году снизится на 22% до 800 млрд рублей против 1,036 трлн в 2013 году. В Россетях подсчитали, что инвестпрограмма снизится на 200–300 млрд рублей за пять лет.
«Что касается инфляции, то, в отличие от 90-х годов, она не так сильно зависит от тарифов. Более важны монетарные факторы, прежде всего курс рубля», – говорит экономист. «Заморозка тарифов также ударит и по доходам бюджета. Прибыль, а значит, и дивиденды на государственные пакеты снизятся», – добавляет Разуваев. Впрочем, некоторый успех в борьбе с коррупцией и инфляцией все-таки будет достигнут, уверен он.
6. Новая пенсионная реформа
Буквально за семь дней до Нового года депутаты приняли закон о новой пенсионной формуле. Их поторопил глава правительства Дмитрий Медведев. Этот законопроект был один из самых спорных и обсуждаемых в этом году.
С 2015 года, когда закон вступает в силу, в России будет действовать новая формула, по которой расчет страхового пенсионного капитала будет осуществляться не в рублях, как сейчас, а в баллах, исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию.
Минимальный порог баллов, который необходим для начисления пенсии, – 30. Меняется минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости – вместо пяти лет будет 15 лет (но к 2025 году). Пенсионный возраст изменен не был, как во многих европейских странах. Мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет по-прежнему полагается страховая пенсия.
Накопительную часть пенсии (6%) решили в итоге не отменять, хотя были такие идеи. Она останется у тех граждан (родившихся после 1967 года), которые уже перевели ее в управление в негосударственный пенсионный фонд или сделают это до 31 декабря 2015 года. В противном случае для них будет действовать только страховая часть пенсии.
Зафиксирована также индексация коэффициентов, на основе которых высчитывается пенсия, как минимум на уровень инфляции.
«Мы ожидаем, что принятие этого законопроекта позволит в будущем увеличить пенсии. Очень важный момент заключается в том, что осуществляемый перерасчет пенсий, конвертация прав осуществляется таким образом, что ни один пенсионер из уже имеющих право на пенсию не должен пострадать», – говорит председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
По сути, ничего радикального введение балльной системы не меняет, новая пенсионная формула никак не ухудшит ситуацию пенсионеров, зато несколько категорий граждан от нее серьезно выиграют, говорит заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Гайдара Владимир Назаров. Во-первых, те, кто решит выйти на пенсию позже официально установленного пенсионного возраста. Во-вторых, те, кто имеет большой официальный стаж работы и белую зарплату. И, наконец, в новой пенсионной формуле предусмотрены лучшие условия для матерей, фермеров и срочных служащих в армии.
7. Любовный треугольник: Россия, Украина и ЕС
17 декабря 2013 года Россия вернула Украину, выхватив из лап Евросоюза. Газпром согласился продавать газ Украине по цене на треть ниже: вместо 400 долларов по 268,5 доллара за тысячу кубометров. Киев посчитал, что сможет экономить на этом в год 7 млрд долларов. Плюс Россия пообещала влить в украинскую экономику 15 млрд долларов путем покупки украинских ценных бумаг. Первые долги Украины на 3 млрд долларов Москва уже купила. Россия фактически спасла украинскую экономику от краха. Это серьезно снизило риск дефолта, который серьезно вырос из-за волнений западной части страны.
#{image=760805}Еще в начале года экономисты из разных стран считали победу Брюсселя в схватке за Киев почти состоявшейся. Украина должна была 28 ноября подписать соглашение об ассоциации с ЕС, куда входит и договор о создании зоны свободной торговли. Чтобы вернуть Киев с небес на землю, Москве пришлось на практике показать, что будет, если разорвать экономические связи двух стран. Начиная с мелких торговых войн, Россия этим летом почти остановила украинский экспорт, через несколько дней вернув все на круги своя.
«Объем украинского экспорта в Россию за 10 месяцев 2013 года по сравнению с объемом за 10 месяцев 2011 года сократился на 5 млрд долларов – во многом из-за ограничений экспорта продукции машиностроения. Это более 2,5% ВВП Украины», – посчитал исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.
Кроме скидки на газ и 15 млрд долларов Россия и Украина подписали целый пакет соглашений по восстановлению торговых отношений, а также взаимному сотрудничеству в промышленности и возрождению кооперационных связей, разрушенных с советских времен. Только на снятии торговых ограничений украинская экономика может получить прибавку в 2–3% ВВП, посчитал украинский экономист. Возрождение кооперации и реализация совместных проектов в авиастроении, судостроении и космической отрасли, о чем договорились Путин и Янукович, могут дать еще больший экономический эффект.
«Перед нами очередная и в высшей степени искусная победа Владимира Путина и российской дипломатии в борьбе с Западом – вслед за Сирией и Стрельней», – говорит автор сайта «Россия навсегда» Эдуард Биров.
Кроме того, 15 млрд евро Россия будет давать траншами. «То есть Янукович и украинское руководство, по сути, поставлены перед условием: совершаете шаг по сближению с Россией и реализации договоренностей – получаете транш, еще шаг – еще транш, нет – тогда подождем с покупкой ваших долгов», – говорит Биров. Со скидкой на газ такая же ситуация. Потому что в допсоглашении к основному газовому контракту говорится, что стороны будут обговаривать цену со скидкой каждый квартал.