Решение Великобритании построить у себя спустя много лет новые атомные реакторы вызвало бурные споры в Германии, которая после аварии на «Фукусиме» объявила о тотальном отказе от использования АЭС.
Сегодня в Германии цены на электроэнергию вдвое выше, чем в США, стоимость природного газа – в 4 раза
Раздаются голоса, утверждающие, что решение о закрытии всех 17 немецких атомных станций, принятое правительством в 2011 году, было скоропалительным и недостаточно продуманным. Естественно, партия «зеленых» не собирается уступать. Вице-спикер германского парламента и бывший сопредседатель партии Клаудиа Рот назвала решение британского правительства «безумным».
Великобритания в этом году решилась на строительство на своей территории атомной электростанции Hinkley Point C, общая стоимость которой составляет 25,9 млрд долларов. Завершение ввода в эксплуатацию первого блока запланировано на 2023 год. Станция будет давать 7% электроэнергии Соединенного Королевства. Это довольно смелый шаг, учитывая, что в последний раз в стране АЭС возводилась еще в прошлом веке, в 1995 году.
«Как кто-то может строить новые атомные станции в то время, как весь мир понял или должен был понять, что произошедшее на «Фукусиме» – это не исключение из правил, а часть всей индустрии? – задалась вопросом Рот. – «Фукусима» доказала, что Чернобыль не стал исключительным примером, характерным для старых советских АЭС, это событие, отличающее всю отрасль. Если даже Япония не может гарантировать безопасность, то совершенно безответственно строить новые станции. Я не понимаю, зачем Великобритания делает это... Правительство сошло с ума».
Не совсем ясно, что понимает Клаудиа Рот под «всем миром», поскольку строительством АЭС у себя занимается все больше стран. Иордания недавно выбрала российский Атомстройэкспорт своим стратегическим партнером для возведения первой в стране станции, Росатом готовится к строительству первой турецкой АЭС, также Турция начала переговоры о строительстве второй станции при помощи японской Mitsubishi, хорошие шансы есть у Росатома выиграть тендер на возведение АЭС в Финляндии.
Генеральный директор Росатома Сергей Кириенко недавно заявил, что долгосрочный мировой прогноз сооружения АЭС вернулся к дофукусимскому уровню. По его словам, объем зарубежных заказов Росатома на сооружение АЭС увеличился в два раза, передает РИА «Новости». «Весь анализ энергобезопасности мира говорит о том, что вклад атомной энергетики является обязательным», – сказал он.
Тем не менее, ФРГ продолжает следовать выбранному курсу, согласно которому все действующие атомные станции в стране должны быть закрыты к 2022 году. Против «зеленых» выступают сторонники атомной энергии, главными аргументами которых является то, что Германия оказывается неконкурентоспособной по сравнению с другими странами, вкладывающими деньги в атомную энергетику. Энергии ветра и солнца не хватает для того, чтобы покрыть весь спрос.
Тем не менее, «зеленым» есть что возразить. ФРГ демонстрирует успехи в развитии альтернативных источников энергии – солнечной и ветряной, являясь мировым лидером в этом сегменте. 3 октября текущего года был установлен очередной рекорд: в стране с помощью альтернативных источников было выработано 60% всей энергии благодаря ветреной и солнечной погоде. В среднем доля таких источников в энергетике ФРГ составляет 25%. До происшествия на японской АЭС немецкие атомные станции в совокупности давали свыше 25% всей энергии. Сейчас закрыто 8 старых АЭС, работать оставшимся 9 осталось меньше 10 лет.
К 2050 году страна планирует довести долю альтернативной энергии в энергобалансе до 80%, при этом планируется вложить 550 млрд евро. Но пока ФРГ приходится компенсировать недостающие мощности угольными станциями, которые оказались в хороших условиях. Согласно анализу энергетического агентства Platts, за девять месяцев текущего года рост выработки электроэнергии с угольных станций составил 5%, с солнечных – также 5%, в то время как ветряки показали падение на 8%, АЭС – на 2,6%. В 2012 году доля угля в энергобалансе составляла 45%, альтернативных источников – 22%, АЭС – 16%, газа – 11%.
Отношение к АЭС в Германии и до «Фукусимы» было настороженным. Как пишет Spiegel, АЭС «Крюммель» недалеко от Гамбурга прозвали «монстром» после целого ряда инцидентов. В 2007 году на ней произошел пожар в результате короткого замыкания. Огонь не добрался до реактора, но станцию немедленно закрыли для проведения расследования. Затем правительство вложило 700 млн евро на ремонт и установку нового оборудования на «Крюммель» и другую АЭС неподалеку. Реактор снова был пущен в 2009 году, но буквально через несколько дней произошло новое короткое замыкание.
Представители атомного лобби в ФРГ утверждают, что немецкие АЭС абсолютно безопасны. Спикер Германского ядерного форума Николас Вендлер называет решение правительства о закрытии всех АЭС «нелогичным» и «скорее эмоциональным, нежели практичным». Владельцы атомных станций – компании Eon, Vattenfall и RWE – подали иск к правительству с требованием выплатить им 16 млрд евро в качестве компенсации убытков, которые они понесут.
Кроме того, представители энергетических компаний со всего мира жалуются на субсидии, которыми Европа щедро осыпает отрасль альтернативных источников. Компании, работающие в этой сфере, получают упрощенный доступ к энергосистеме и наслаждаются фиксированными ценами. К примеру, во Франции стоимость одного мегаватта, выработанного с помощью ветра, составляет минимум 83 евро вне зависимости от спроса, в то время как средняя цена колеблется в районе 40 евро, пишет The Wall Street Journal. Зампред правления Газпрома Александр Медведев летом заявил, что Газпром считает нерентабельным инвестировать в электроэнергетику на базе газа в ФРГ.
В Германии реформу энергетики оплачивают из кармана потребителей, с 2009 года цена на электроэнергию выросла в пять раз – до 6,24 евроцента за киловатт-час. Стоимость электроэнергии в стране является третьей по величине после Дании и Кипра. «Сегодня в Германии цены на электроэнергию вдвое выше, чем в США, стоимость природного газа – в 4 раза. При всем ужасе и последствиях трагедии в Японии необходимо понимать, что подобная немецкая солидарность в данном случае бессмысленна и патетична. Страна отреагировала не столько помощью в борьбе с бедой, сколько истерией, что просто неприемлемо», – сказала газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Рост цены и угроза выплаты компенсации – это «цена, которую мы должны заплатить, если хотим остановить эти ужасные, опасные вещи», говорит Клаудиа Рот. «Германия на данный момент медленно, но верно убивает малый и средний бизнес неподъемными платами за электроэнергию, добывать которую становится все дороже, в то время как крупные производства активно переселяются за границу. Больше всего, естественно, страдает население, на плечи которого ложится оплата электричества по двойному, а иногда и по тройному тарифу», – говорит Тамара Касьянова.