«Мы представили казахской стороне документ на 2013 год, где прописали запланированные на 2013 год 17 запусков, Казахстан сократил это количество до 12», – передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Роскосмосе.
Это повлечет за собой выплату российскими пусковыми операторами значительных неустоек за невыполнение международных обязательств
Для России это сокращение крайне нежелательно. По словам того же источника, «добрать» запуски «Протона» с российского космодрома Плесецк не получится. «Есть вещи, которые можно запустить только с Байконура. В Плесецке нет стартового комплекса под ракету-носитель «Протон», – сказал он.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свой источник в российской ракетно-космической отрасли, сокращение коснется в первую очередь коммерческих пусков. «Это повлечет за собой выплату российскими пусковыми операторами значительных неустоек за невыполнение международных обязательств, что на сегодня для них неприемлемо и равнозначно банкротству. Кроме того, серьезный ущерб будет нанесен авторитету России как космической державы», – отметил источник. Мотивировал же Казахстан сокращение числа запусков тем, что они являются экологически грязными.
В ответ Россия может потребовать пересмотра условий аренды Байконура. Город Байконур и космодром Байконур образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. Ежегодная стоимость аренды комплекса «Байконур» – 115 млн долларов (3,5 млрд рублей). Еще около 50 млн долларов (1,5 млрд рублей) в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома.
Таким образом, эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год (или 4,2% от общего бюджета Роскосмоса на 2012 год). Российская сторона может предложить привязать размер арендной платы к «степени выполнения Байконуром своих функций, необходимых арендатору, то есть России». Но, по словам источника, «согласия в этих вопросах сторонам в ближайшее время достигнуть не удастся».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в конце прошлого года ситуация вокруг взаимодействия России и Казахстана на Байконуре обострилась. Причиной послужило высказывание главы Казкосмоса Талгата Мусабаева в рамках «правительственного часа» в мажилисе (нижней палате) парламента. «Сейчас обсуждается возможность отхода от арендных отношений по городу Байконур, который может быть передан под юрисдикцию Казахстана», – сказал он.
По его словам, сейчас этот вопрос находится в стадии проработки. Казкосмос приступил к разработке проекта всеобъемлющего договора с Россией по комплексу «Байконур», рассказал Мусабаев. «Соглашение по аренде Байконура принято в 1994 году и отработало свое. Глава государства после переговоров с Владимиром Путиным поставил перед нами задачу о разработке нового всеобъемлющего договора по комплексу «Байконур», – пояснил он.
Мусабаев добавил, что данное соглашение «может подразумевать отход от арендных отношений». «Мы не говорим, что мы сразу аренду прекращаем, это невозможно одним махом сделать, это беда будет. А вот частично, поэтапно – это возможно», – предположил глава Казкосмоса.
Первым этапом этого процесса может быть вывод из-под аренды России пусковых площадок комплекса «Зенит», а также города Байконур. «Площадки «Зенита» – это правый фланг Байконура. Если мы выведем из аренды правое крыло космодрома и войдем туда как полноправные участники пусковых услуг, это будет огромный шаг вперед для Казахстана», – рассчитывает Мусабаев. Москва в ответ на это направила Астане официальную ноту, в которой потребовала разъяснить слова казахстанского чиновника.
В конце декабря правительство Казахстана выпустило постановление, в котором заключение Казкосмоса, утвержденное правительством республики, определено как единственное основание для осуществления любых пусков ракет с территории Казахстана.
Проблемы с Байконуром России совершенно не нужны сейчас. Пока большую часть своих запусков Россия осуществляет именно с Байконура. Доля космических запусков с российской территории сейчас составляет только 25%. Однако к 2030 году Россия надеется, что практически все космические запуски (90%) будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный. На Байконур будет приходиться не более 10% запусков.
Россия не ставит задачу перевести все запуски на российские космодромы раньше, вероятно, потому, что не хочет нарушать межгосударственные договоренности, по которым срок аренды космодрома заканчивается только в 2050 году. По крайней мере, несколько лет назад, когда только появился проект строительства космодрома Восточный, тогдашний глава Роскосмоса Анатолий Перминов обещал, что этот договор не будет нарушен и российский космодром Восточный не станет альтернативой использованию Байконура.
Правда, специалисты считают, что замену Байконуру при необходимости можно будет найти уже в ближайшие годы. По словам эксперта отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игоря Лисова, теоретически уже с 2015–2016 годов Байконур может заменить «комбинация космодромов Плесецк и Восточный». «При условии, что на Плесецке заработает «Ангара», в том числе тяжелая ее версия, которая способна вывести на геостационар что-то разумное и достаточное. На Восточном, соответственно, нужны стартовые площадки для ракет класса «Союз», которые там сейчас активно строят», – рассуждает эксперт.
Что касается Казахстана, то у него вряд ли есть возможность самостоятельно развивать Байконур. «Они, безусловно, могли бы вложиться и собирались изначально вложиться в проект «Байтерек» с размещением на Байконуре стартового комплекса «Ангара», но физически готовить его все равно пришлось бы нам. Это рассматривалось как коммерческий проект, и схема предлагалась адекватная: две страны вкладываются и делят потом прибыль», – отмечает Лисов.