Украина, некогда контролировавшая две трети транзита российского газа в страны бывшего СССР, теперь обеспечивает менее половины прокачки, свидетельствуют расчеты Агентства газовой информации (АГИ) на основе данных российских и европейских диспетчеров.
Эксперты солидарны, что доля транзита российского газа через территорию Украины продолжит снижаться
Если в I квартале 2011 года Украина обеспечивала 63%, то в I квартале 2012 года – 56%, а в IV квартале – 55% транзита российского газа. В 2012 году набирал обороты только что запущенный «Северный поток». Газпром вступил в права 100-процентного акционера «Белтрансгаза». Поэтому весь год велась поэтапная работа по переводу транзитных потоков с украинского коридора на «Северный поток» и Ямал-Европу.
С началом 2013 года Газпром преподнес украинским коллегам новый «подарок» – с 1 января использование украинской трубы сократилось еще на 18% (по сравнению с последней декадой предыдущего года). Газпром на 26% снизил прокачку по ужгородскому коридору, увеличив загрузку «Северного потока» – нарастив транспортировку по восточному отводу OPAL и начав стабильные поставки по западному отводу NEL.
В результате суммарная доля украинского транзита в российском экспорте газа по итогам первой декады января 2013 года сложилась на уровне 42%.
«Снижение доли Украины как транзитера российского газа связано с запуском двух веток «Северного потока», а также покупкой Газпромом Белтрансгаза, что позволило контролировать и наращивать поставки газа через Белоруссию, не боясь несанкционированного отбора газа», – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
«Вторая причина – в постепенном сокращении потребностей Европы в российском газе. Так, в прошлом году спрос в Европе на российский газ упал примерно на 6%», – добавляет ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко.
«Если политика Газпрома в Европе останется такой же жесткой, не будут пересмотрены долгосрочные контракты, если цена газпромовского газа будет оставаться выше норвежской, катарской, венесуэльской цены и стоимости газа из других источников, то доля российского газа на европейском рынке и дальше будет сокращаться», – прогнозирует Омельченко.
Между тем Украина пока не признает, что ее значение как транзитера российского газа снижается. Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил, что объем транзита российского газа по украинской территории в текущем году ожидается не ниже, чем в 2012 году.
Он объясняет это тем, что маршруты по транзиту газа, построенные Россией в обход Украины, еще не введены в эксплуатацию. В то же время министр не уточнил объемы транзита за 2012 год, отметив, что окончательные данные будут 25 января.
Однако транзит российского газа по территории Украины с начала 2012 года на конец октября этого года составил 64,8 млрд кубометров, что на 25% меньше в сравнении с 2011 годом (официальные данные Министерства энергетики и угольной промышленности Украины). В 2011 году объемы транзита за такой же период составили 81 млрд кубометров. По предварительным данным Центра Разумкова, всего в 2012 году через Украину было поставлено около 80 млрд кубометров российского газа. Для сравнения: в 2011 году транзит газа через Украину в Европу составил чуть более 101 млрд кубометров.
Эксперты солидарны, что доля транзита российского газа через территорию Украины продолжит снижаться. «Это естественный процесс в связи со строительством Россией обходных газопроводов и снижением спроса в Европе на российский газ», – говорит Омельченко. «Уже заложена первая ветка «Южного потока», поэтому через год-два доля транзита газа через Украину сократится еще сильнее», – ожидает Вайсберг.
«Для Украины это означает только одно – планы по трехстороннему консорциуму по модернизации украинской ГТС с участием Газпрома, Нафтогаза и Европейской Комиссии, скорее всего, уже не реализуются. Европа, получив «Северный» и «Южный поток», удовлетворит свои потребности в российском газе. Потом ей будет, скорее, интересно работать со среднеазиатскими странами: европейцы будет искать пути доставки газа из Туркмении, развивать трубопроводы «Набукко» или «Транскаспий», – считает Валерий Вайсберг.
«У Украины останется единственная возможность привлечь иностранного партнера для модернизации своей ГТС – это обратиться к Газпрому. Но Россия в обмен, очевидно, будет добиваться доступа на внутренний рынок Украины», – добавляет эксперт.
«Возможно, Украина будет требовать от Газпрома увеличения ставки транзита. Но у Газпрома, который имеет альтернативные пути прокачки газа, и по этому вопросу будет достойный ответ», – рассуждает Вайсберг.
«Наконец, Украина, потеряв свое транзитное значение, одновременно с этим теряет и свои позиции в переговорах с Россией по цене на газ», – резюмирует эксперт.
Потери Украины от перенаправления маршрутов поставок российского газа Владимир Омельченко из Центра Разумкова оценивает в «несколько сотен миллионов долларов» в 2012 году. «В этом году Киев, вероятно, также потеряет около 300–400 млн долларов. Но эта сумма не является особо критичной для Украины. Общая выручка за транзит российского газа по ее территории составляет около 3 млрд долларов. То есть потери Киева составляют лишь 10–15%», – отмечает Омельченко.
Впрочем, Украина тем временем не сидит сложа руки, а пытается снизить свою зависимость от России и получить газ из других стран. «Нельзя исключать, что в далеком будущем Украина по образцу Прибалтики сможет договориться с Европой о подключении ее через Словакию и Венгрию к «Южному потоку» и о получении по сути российского газа, но с европейской территории. По крайней мере, с Германией в прошлом году Украина такие операции проводила в небольших объемах, и этот газ получился дешевле, чем российский. Так же в свое время поступили прибалтийские страны, которые добились отсоединения от российской и присоединения к европейской газовой системе: они стали работать по правилам европейского рынка и от этого в долгосрочной перспективе могут выиграть», – замечает Валерий Вайсберг.