«Нам вообще надо повышать пенсионный возраст, потому что у нас некому работать в стране. Мы говорим о подъеме экономики, а у нас армейские ребята в 45 лет уже пенсионеры: здоровый мужик, а он пенсионер», – заявил глава Роспотребнадзора на пресс-конференции в среду.
Россия входит в очень непростую ситуацию, когда она каждый год будет терять по 1% рабочей силы из-за старения населения
По мнению Геннадия Онищенко, «самое время повысить» пенсионный возраст, учитывая «политическое обстоятельство». «Сейчас начался новый политический сезон», – объяснил он.
Вместе с тем главный санитарный врач отметил, что здоровье граждан оставляет желать лучшего. Поэтому повышать пенсионный возраст нужно не всем – для некоторых профессий «поблажку» можно и оставить. «Шахтеру нельзя повышать, потому что это тяжелейшая работа», – сказал Онищенко.
Население стареет
Статистика наглядно подтверждает заключение Онищенко. Так, если в 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году – уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%.
Лет 20 назад казалось, что демографическое старение населения (т. е. увеличение доли пожилых в общей численности населения) свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня этот процесс охватил практически весь мир.
Что касается России, то здесь в 1959–2002 годах общая численность населения увеличилась примерно на четверть, при том что число пожилых людей выросло более чем вдвое.
Что интересно, до 2006 года абсолютная и относительная численность населения трудоспособного возраста в России росла – до 90,3 млн человек, или 63,3%. Однако теперь статистика стала негативной.
По оценкам международной рекрутинговой компании Hays, уже к 2030 году Россия потеряет почти 17 млн трудоспособного населения. Именно Россия возглавляет список из 25 стран, которые из-за сложной демографической ситуации потеряют больше всего трудоспособного населения. За ней идет Япония с потерей 13 млн человек, Германия – 8 млн человек, Украина – 6 млн человек, Польша – 3,9 млн.
По прогнозам агентства Standard & Poor's, доля трудоспособного населения в России упадет до 60% с нынешних 72% (при общем сокращении числа населения со 140 млн до 116 млн человек). Как результат – коэффициент зависимости лиц пожилого и старшего возраста от трудоспособного населения к 2050 году повысится до 39% по сравнению с 18% в настоящее время, полагают эксперты S&P.
Одно из последствий старения населения – рост пенсионных затрат. В ближайшие десятилетия в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. В этом смысле повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население, указывают эксперты.
Кадры решают все
«Россия входит в очень непростую ситуацию, когда она каждый год будет терять по 1% рабочей силы из-за старения населения. Поэтому одним из инструментов для преодоления демографического кризиса является повышение пенсионного возраста», – говорит заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Е. Т. Гайдара Владимир Назаров.
Однако к повышению пенсионного возраста необходимо подготовить рынок труда. Не секрет, что сегодня работодатели неохотно идут на трудоустройство людей пожилого возраста, которым сложно воспринимать новые технологии работы, и которые считаются трудно обучаемыми. Максимум, что «грозит», к примеру, инженеру в возрасте – работа сторожа или консьержа.
«Можно посмотреть вакансии и убедиться, что в большинстве случаев работодатели ставят возрастной ценз – до 45 лет», – отмечает Владимир Назаров.
К тому же, многие работодатели настроены на долгосрочные отношения с работниками, поскольку поиск нового сотрудника – это время и деньги. «Не в их интересах нанимать человека предпенсионного или пенсионного возраста на два–три года. Поэтому эту логику работодателей необходимо переломить и выработать механизм их адаптации к новым демографическим условиям», – считает эксперт.
#{smallinfographicleft=435845}Завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин в свою очередь замечает, что многое зависит от сектора экономики, отрасли, в которой человек работает или работал. «Возьмем в качестве примера высшее и среднее образование. Здесь идет разговор о необходимости омолаживания кадров. Я не совсем разделяю эту точку зрения. Хотя определенный естественный приток молодых должен быть в любой сфере», – говорит он.
Баланс кадров был нарушен в 90-е годы при формировании рыночного сектора экономики. «Скажем, из науки, образования, каких-то других сфер подготовленные и образованные люди перешли в созданный тогда банковский сектор. Одновременно произошло падение престижа рабочих специальностей, до сих пор туда молодежь идет неохотно. Поэтому приходится работать людям более старшего и даже пожилого возраста», – продолжает Коровкин.
Вот как раз им – людям рабочих специальностей – найти работу не проблема, вне зависимости от возраста. «Я знаю случаи, когда на некоторых производствах буквально «вытаскивают» из дома семидесятилетних рабочих – сварщиков, фрезеровщиков, – предлагая за их работу неплохие деньги», – приводит пример эксперт.
По словам эксперта, дефицит на рынке труда с одной стороны связан с недостатком предложения, с другой – с завышенным спросом. За счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда возможно сгладить остроту демографических проблем. «Производительность труда выше, условно говоря, работают не 10 лопат, а один экскаватор – людей требуется меньше», – поясняет Коровкин.
Однако нельзя сбрасывать со счетов проблему мигрантов, прежде всего нелегальных. В известной степени они составляют конкуренцию пенсионерам, потому что «дешевле и без претензий», добавляет эксперт.
Выход есть
По мнению Владимира Назарова, Россия уже давно упустила время, когда надо было повышать пенсионный возраст. «Да и теперь пенсионный возраст, по крайней мере, до следующих выборов, никто поднимать не будет. Поэтому сейчас нужно применять другие меры», – говорит он.
В качестве таких мер эксперт называет щедрое стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию. «У людей должен быть выбор: либо, отложив выход на пенсию, получить радикально более высокий уровень пенсии, либо выйти на пенсию в срок и получить то вознаграждение, которое положено по закону», – говорит Назаров, добавляя, что стимулирование более позднего выхода на пенсию должно происходить одновременно с подготовкой рынка труда.
Андрей Коровкин считает, что повышение пенсионного возраста неизбежно, но оно должно быть постепенным. При этом начать можно с женщин: «Во-первых, продолжительность жизни у женщин гораздо выше, чем у мужчин. Во-вторых, современная женщина, она другая. Ей нужно продлить активный возраст».
В России людьми трудоспособного возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет.
«Многих женщин в 55 лет нельзя назвать пенсионерками или женщинами нетрудоспособного возраста. В этом смысле пенсионный возраст для женщин должен быть повышен, чтобы не дискриминировать женщин на рынке труда», – продолжает Коровкин.
В России, надо заметить, традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Однако повышение возраста выхода на пенсию бабушек не скажется на снижении рождаемости, считает Коровкин. «Современная активная бабушка вряд ли будет целыми днями сидеть с внуками. В противном случае эти проблемы решаются сообща», – объясняет он.