В среду премьер Дмитрий Медведев примет участие в заседании совета министров Союзного государства России и Белоруссии, а также встретится в Минске с белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем и президентом Александром Лукашенко.
Это не потому, что я боюсь потерять управление, власть, как некоторые пишут. Дело не в этом: я его не строил, не создавал
«Именно во время этих переговоров и может подниматься вопрос об участии российского бизнеса в приватизационном процессе в Белоруссии», – заявил «Интерфаксу» член правительственной делегации.
По его словам, в Москве недовольны торможением белорусской приватизации. В плане на 2012 год значатся 133 предприятия, 90 из них – не проданные в 2011 году, причем Александр Лукашенко ранее не раз подчеркивал, что «обвальной» приватизации не будет.
По мнению собеседника агентства, российские бизнесмены «не стремятся к односторонним преимуществам при участии в приватизации белорусских предприятий». «Это в не меньшей степени выгодно и белорусскому государству, так как дает дополнительные источники поступления в бюджет», – отметил он.
А вот президент Белоруссии, похоже, так не считает. Накануне, во время посещения Березовского рудника, Лукашенко напомнил, что Белоруссия готова расстаться с ценными активами только по максимальной цене. Так он, в частности, прокомментировал возможную продажу «Беларуськалия». «Если кто-то захочет – платите деньги, цена названа, никто ее уменьшать не будет», – заявил Лукашенко, пояснив, что речь идет о продаже доли, а не контрольного пакета.Он уточнил, что цена всего предприятия составляет 30–32 млрд долларов. «Давайте 10%, 20%, 25%, но платите. 25% – это 8,5–9 млрд долларов», – пояснил Лукашенко, слова которого приводит агентство БЕЛТА. По его данным, таких покупателей не нашлось, поскольку все хотят за 8 млрд долларов купить весь комбинат. «Я говорю: до свидания, таких цен нет», – заявил белорусский президент. Нежелание продавать контрольный пакет Лукашенко объяснил тем, что в предприятие вложило свой труд «целое поколение». «Это не потому, что я боюсь потерять управление, власть, как некоторые пишут. Дело не в этом: я его не строил, не создавал», – сказал он.
По словам Лукашенко, идет много разговоров о приватизации предприятия и даже оказывается давление. «Давление идет с разных сторон, даже из тех государств, от которых мы очень зависимы», – сказал белорусский президент, признав, что этому сложно противостоять.
Александр Лукашенко также недвусмысленно дал понять, что Минск может пересмотреть отношения с российским «Уралкалием», с которым Белоруссия в 2005 году создала совместную Белорусскую калийную компанию для экспорта удобрений. «Все вопросы, которые касаются БКК, должны быть к 1 сентября решены... Больше возни вокруг этого быть не должно, даже если нам придется наши отношения с россиянами пересмотреть», – цитирует Лукашенко Reuters.
Белорусский президент не пояснил, в чем заключаются проблемы в отношениях с «Уралкалием».
«Хотят работать отдельно, пусть работают. БКК должна быть сохранена в любом случае... Или они («Уралкалий») работают вместе, или идут в свободное плавание. Но они на это не пойдут. Им не нужен этот разрыв. Значит, надо идти честным путем», – сказал белорусский лидер, пообещав обсудить проблемы в отношениях с «Уралкалием» на встрече с премьером Дмитрием Медведевым.
Российско-белорусский диалог обещает быть непростым. Еще один проблемный вопрос – экспорт нефти. Белоруссия покупает российскую нефть без пошлины, но при экспорте полученных из нее нефтепродуктов должна перечислить пошлину в бюджет России. Некоторые продукты, например, растворители и разбавители, пошлиной не облагаются, а их экспорт из Белоруссии вырос «в разы». Об этом ранее говорил замминистра финансов Сергей Шаталов, предположив, что «под видом растворителей экспортируют нефтепродукты».
Источник в правительстве не исключил, что на встрече Медведева с Лукашенко и Мясниковичем будет обсуждаться и проблема «завуалированных» поставок Белоруссией российских нефтепродуктов в третьи страны. Собеседник агентства добавил, что эту тему поднимают российские эксперты, и назвал ее «достаточно серьезной».
РИА «Новости» со ссылкой на источник сообщает, что у России и Белоруссии есть механизмы обсуждения вопросов, есть соглашение, которое регулирует поставки нефти и нефтепродуктов.
«У нас есть вопросы, и мы хотим получить на них ответы, может быть, белорусская сторона на все вопросы даст позитивные ответы, тогда необходимости в реакции не будет», – сказал собеседник журналистам, добавив, что «никто эту тему в асфальт не собирается закатывать» и белорусская сторона также это понимает.
Напряженность в отношениях между белорусским президентом и официальными первыми лицами России имела место всегда. Однако именно в бытность президентства Дмитрия Медведева вялотекущий конфликт вышел на новый уровень.
В 2012 году на телеканале НТВ был показан многосерийный фильм «Крестный батька». Лукашенко отреагировал на это заявлением о том, что в России по указанию руководства страны развернута информационная кампания против него. Отметив, что за кампанией стоит «команда Медведева», Лукашенко сравнил себя с бывшим президентом Башкирии Муртазой Рахимовым и бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым.
В ответ Дмитрий Медведев в своем видеообращении дал оценку отношениям Минска и Москвы, заметив, что «партнеры себя так не ведут». Также он предположил, что критика в адрес России со стороны президента Белоруссии является частью предвыборной кампании Лукашенко.