О том, что венгерская нефтегазовая компания MOL покидает газопроводный проект Nabucco, сообщил премьер-министр страны Виктор Орбан. По его словам, это связано с тем, что Nabucco за последнее время столкнулся с трудностями при реализации, в связи с чем «даже венгерская MOL выходит» из него.
Вероятность строительства Nabucco до разрешения европейских проблем остается очень низкой
Как говорится в заявлении MOL, «существует много неопределенностей вокруг проекта Nabucco, которые сложно игнорировать». Кроме того, стоимость газопровода, который должен поставлять топливо в Европу из Каспийского региона в обход России, постоянно растет, передает «Интерфакс».
При этом в сообщении компании не подтверждается и не отрицается, что она покидает проект. Официальный представитель Nabucco Кристиан Долезал сообщил, что у него нет каких-либо сведений о выходе венгерской компании или ее «дочки» FGSZ из проекта, в котором она выступает акционером. «Насколько я знаю, положение MOL Group в проекте и ее обязательства остаются без изменений», – сказал он.
Виктор Орбан отметил, что Россия проявляет все большую активность в реализации проекта «Южный поток», который также должен пройти через Венгрию. Для Венгрии «существуют простые экономические причины» в пользу участия в российском проекте, подчеркнул он.
В то же время для снижения зависимости от российского газа Венгрии необходимо построить газопроводы из соседних стран, в частности Словакии, Хорватии и Италии, продолжил премьер. По его мнению, в течение трех лет Венгрия должна порвать зависимость от одного поставщика энергоресурсов.
Проект «Южный поток» предусматривает строительство газопровода мощностью 63 млрд кубометров в год по дну Черного моря в обход Украины. Морская магистраль длинной 900 км выйдет на сушу в Болгарии, а затем продолжится в сторону Италии и Австрии.
Nabucco, который считается основным конкурентом «Южного потока», должен транспортировать газ из стран Ближнего Востока. Стоимость проекта оценивается в 10,4 млрд долларов. Однако пока нет окончательных планов как по трассе его прокладки и финансированию, так и по источникам поставок.
Иран не сможет стать поставщиком из-за введения экономических санкций. Чтобы доставлять газ из Туркмении, требуется прокладка трубопровода по дну Каспия, а это требует согласования с соседями. Таким образом, единственной на ближайшее время перспективной ресурсной базой остался Азербайджан, где в 2017 году должна быть запущена вторая стадия месторождения «Шах-Дениз» с 16 млрд кубометрами газа в год. Однако Баку пока не решил, какой маршрут транспортировки газа с месторождения наиболее предпочтителен.
Глава участвующей в проекте Nabucco немецкой энергетической компании RWE AG Юрген Гроссманн недавно говорил, что RWE может отказаться от планов участия в Nabucco. В этом случае в числе акционеров проекта останутся австрийская OMV, Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas.
А недавно по Nabucco был нанесен еще один удар. Инвесторы признали, что не смогли договориться с Турцией о прокладке трубы по ее территории, а значит, газопровод, скорее всего, будет существенно уменьшен. Впрочем, члены консорциума считают, что это повысит возможность реализации проекта, пусть даже и в меньших объемах. Согласно облегченной версии проекта, теперь длина трубопровода будет наполовину меньше предполагаемых ранее 3900 км газопровода, объем поставок также снизится вдвое от первоначальных 31 млрд кубометров.
Среди инвесторов Nabucco растет убежденность, что проект может не оправдать свои затраты. Nabucco также угрожает планам по созданию Трансанатолийского газопровода (TANAP), разрабатываемого Турцией и Азербайджаном. Это более дешевый газопровод, поэтому в Европе активно поддерживают его строительство.
«Вероятность строительства Nabucco до разрешения европейских проблем остается очень низкой даже с учетом предложенного сокращения длины и мощности. После выхода Венгрии из проекта вероятность строительства Nabucco еще больше снизится, а спрос на «Южный поток» Газпрома вырастет. Венгрия в ближайшие годы не сможет снизить зависимость от российского газа, поскольку реализация газотранспортных проектов других стран пока находится под вопросом. Разница между спросом и потреблением в Европе достигнет 280 млрд кубoметров в год, а доля Газпрома на этом рынке вырастет с 28% в 2011 году до 31,5% в 2020-м», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.
«Выход MOL из проекта затормозит строительство Nabucco. Венгрия, скорее всего, за этот шаг получит награду в виде более дешевого газа от Газпрома, а также политические преференции. Снизить зависимость страны от российского газа в ближайшие 15 лет не представляется возможным: потребление очень высокое, а закупать где-то на стороне возможности нет. Кроме того, Каспийский регион очень сложен в политическом плане, и у России больше шансов договориться с его странами, напоминая им о сотрудничестве времен СССР. Это создает дополнительные возможности для затягивания проекта Nabucco», – отметил директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто.