Экономика

Владислав Миронов

«Экономили каждый килограмм, как в авиации»

12 апреля 2012, 17:15

Фото: РИА "Новости"

В следующем году РЖД получат 50 двухэтажных вагонов, созданных на Тверском вагоностроительном заводе, входящем в Трансмашхолдинг. Речь идет как о купейных вагонах, так и о вагонах СВ и вагонах-ресторанах. Они могут быть задействованы в составах, следующих до Черноморского побережья, в том числе на время Олимпиады-2014 в Сочи. В базовой модели такой двухэтажный вагон рассчитан на проезд 64 пассажиров, которые будут размещаться в 16 купе, на первом и втором этажах – по восемь купе. Производители обещают, что такие поезда будут оснащены розетками, современными биотуалетами, кондиционерами.

#{image=436044}Помимо двухэтажных вагонов дальнего следования, в холдинге создаются двухэтажные межрегиональные электропоезда, которые будут курсировать в центральной части России. Это принципиально новый проект. РЖД хотят обойтись силами отечественных производителей. Так, компания год назад дала Трансмашхолдингу техническое задание на строительство двухэтажного электропоезда. В соответствии с заданием электропоезд будет включать в себя две тяговые секции (в голове и хвосте поезда), а также от 6 до 12 двухэтажных пассажирских вагонов.

О технических характеристиках и о сложностях проектирования такого электропоезда газете ВЗГЛЯД рассказал начальник отдела пассажирских вагонов Трансмашхолдинга Владислав Миронов.

ВЗГЛЯД: Уже давно идет речь об эксплуатации двухэтажных электропоездов. Трансмашхолдинг не первый год работает над этим проектом. Скажите, есть ли особенности использования таких поездов? На какие маршруты они рассчитаны?

Владислав Миронов: Двухэтажные электропоезда могут быть использованы на маршрутах от 150 до 700 км или на более коротких межрегиональных маршрутах, которые не предполагают остановки. Кроме того, они должны эксплуатироваться только на направлениях с интенсивным пассажиропотоком, чтобы наполняемость поезда была не менее 80–85%.

ВЗГЛЯД: То есть на пригородных направлениях их нельзя использовать?

В. М.: Нет, нельзя, поскольку эксплуатация таких поездов не предполагает места для стоящих пассажиров. Это связано с особенностью именно двухэтажных вагонов, что обусловлено более высокой нагрузкой на ось. Билеты должны покупаться именно в кассах дальнего следования, а не в кассах пригородного сообщения. В каждом билете должно быть прописано место. 

ВЗГЛЯД: Есть различия в технологии производства между обычным электропоездом и двухэтажным?

В. М.: Есть, конечно, дело в том, что двухэтажный электропоезд состоит из пассажирских вагонов и двух головных тяговых секций с каждой стороны. Головные тяговые секции – это половинки электровозов с асинхронными тяговыми приводами последнего поколения, которые позволяют дополнительно экономить электроэнергию.

Стоит отметить, что эта технология нетрадиционная для нашего мотор-вагонного подвижного состава. Это принципиально новый продукт. Обычно тяговое и тормозное оборудование размещается под вагоном и на крыше вагонов. В двухэтажном поезде этого сделать нельзя, поскольку габариты использованы полностью. Мы могли бы разместить оборудование там, где должны ехать пассажиры, но при этом сокращалось бы количество мест, чего категорически делать не хотелось. Поэтому было принято кардинальное решение с применением двух головных тяговых секций.

ВЗГЛЯД: Помимо сложностей с тяговыми секциями, какие еще проблемы приходилось решать?

В. М.: Нагрузка на ось. При проектировании мы экономили каждый килограмм, как в авиации. Дело в том, что в той же Европе, где уже эксплуатируются двухэтажные поезда, колея уже российской, соответственно, габариты поезда меньше. Если мы получим перегрузку на ось, то ограничится максимальная скорость, что неприемлемо. Опять-таки на помощь пришло решение по применению головных тяговых секций. Сейчас в соответствии с техническим заданием максимальная скорость будущего электропоезда составляет 160 км/час.

Начальник отдела пассажирских вагонов Трансмашхолдинга Владислав Миронов (фото: Владислав Багно)

ВЗГЛЯД: Чем еще отличаются двухэтажные поезда от обычных?

В. М.: Двухэтажный электропоезд дает увеличение провозной способности. Увеличение пассажировместимости на 220% по сравнению с одноэтажными поездами повышенной комфортности. Двухэтажный электропоезд помогает решить проблему загруженности инфраструктуры – позволяет с меньшим количеством поездов провезти большее количество пассажиров. Для перевозчика это меньшая стоимость пассажирского места, несмотря на то что сам продукт получается более дорогой, чем одноэтажный. Очень важный параметр – стоимость жизненного цикла – у него она меньше, чем у сопоставимого одноэтажного, поскольку меньше вагонов, а это значит, что требуется меньше обслуживания – меньше затрат.

ВЗГЛЯД: Кстати, сколько стоит такой продукт?

В. М.: Это очень тонкий вопрос, и его только предстоит обсуждать. Цена будет зависеть от многих факторов: от объема заказа, от условий. Пока рано говорить об этом.

ВЗГЛЯД: На какое напряжение сети такие поезда рассчитаны?

В. М.: Пока мы планируем такие электропоезда на напряжение сети 3 киловольта постоянного тока. В Московском регионе только такое напряжение. Возможно, в будущем рассмотрим производство двухсистемных электропоездов, которые будут рассчитаны на 3 киловольта постоянного тока и на 25 киловольт переменного тока. По примеру «Сапсана». Однако надо будет смотреть спрос. Пока больше возможностей для использования таких электропоездов только  в Московском регионе – для связи Москвы с сопредельными областями. Такие маршруты как Москва – Тверь, Москва – Владимир, Москва –  Калуга, Москва – Рязань.

«Федеральная пассажирская компания» (ФПК) планирует такие поезда на более длинные маршруты. Сейчас мы ведем переговоры о маршруте Москва – Белгород, через Тулу, Орел и Курск.

ВЗГЛЯД: Сколько поездов планирует закупить ФПК для маршрута на Белгород?

В. М.: Сейчас мы очень серьезно проговариваем с ФПК выпуск на маршрут Москва – Белгород четырех поездов. Уже готовим договор. Возможно, он будет подписан до конца года.

ВЗГЛЯД: Если договор с ФПК будет подписан, когда можно будет ожидать появления двухэтажного электропоезда на наших железных дорогах?

В. М.: С 2014 года. В мае 2013 года мы отдаем ФПК двухэтажные вагоны дальнего следования. Сразу после этого мы готовы запустить в производство опытную партию двухэтажных поездов. Мы уже спроектировали двухэтажные вагоны, они сейчас находятся на производстве. До конца апреля вагоны отправятся на сертификационные испытания.

ВЗГЛЯД: Кто, помимо ФПК, проявляет интерес к двухэтажным поездам?

В. М.: Компания «Аэроэкспресс».

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов