Экономика

12 марта 2012, 21:40

Росавиация раскрыла бедственное положение аэродромов России

Фото: РИА "Новости"

Росавиация рассказала о бедственном положении аэродромной инфраструктуры. В последние несколько лет деньги стали выделяться, «однако вложений надо в пять раз больше, чем выделяет государство», говорят эксперты. Они также сказали, какие именно аэропорты нуждаются в обновлении прежде всего и почему частные инвесторы в этот бизнес вкладываться не спешат.

Срочной реконструкции требуют 12% взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, еще 18% ВПП с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта, заявил в понедельник глава Росавиации Александр Нерадько на годовой коллегии ведомства. По его словам, за последние 10 лет только на четвертой части взлетно-посадочных полос (ВПП) проводилась реконструкция.

В СССР на одну среднюю зарплату можно было купить четыре авиабилета на семью из Дальнего Востока в любой город страны

В России всего 63% аэродромов имеют ВПП с искусственным покрытием, остальные взлетные площадки располагают только грунтовыми полосами. Далеко не все самолеты, особенно иностранные, могут приземляться на грунт. Кроме того, всего 70% аэродромов России оснащены системой светосигнального оборудования.

Причиной такого бедственного положения стал малый объем финансов для развития и поддержания аэропортов, говорит Нерадько. Причем ремонтные сроки зачастую задерживаются из-за недостаточного объема инвестиций в поддержание и развитие аэропортов.

В советское время авиатранспортом пользовались более 100 млн человек ежегодно, причем 93% перевозок осуществлялось внутри страны и только 3% – за рубеж, рассказывает независимый авиационный эксперт Олег Смирнов. После распада СССР пассажиропоток резко снизился. Россия до сих не может выйти на показатели тех времен. Только сейчас авиакомпании стали перевозить 65 млн пассажиров в год. Структура авиаперевозок тоже изменилась: пассажирские перевозки внутри страны и за рубеж сейчас составляют 50% на 50%, говорит Смирнов.

«Если в СССР на одну среднюю зарплату можно было купить четыре авиабилета на семью с Дальнего Востока в любой город страны, то сейчас, чтобы купить четыре билета, надо полгода копить, при этом ничего не есть и за ЖКУ не платить», – замечает эксперт.

В 1990-е годы в связи с резким сокращением объема авиаперевозок (особенно внутренних) загрузка всех аэропортов снизилась. В итоге с момента распада СССР число российских аэропортов сократилось в четыре раза – с 1450 до 332 в 2011 году. За прошлый год их число уменьшилось еще на 17. В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 315 аэродромов, из них 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть.

«Более тысячи аэропортов просто исчезли. Это аэропорты, которые обеспечивали местные и межрегиональные перевозки. Перевозчики полностью прекратили летать по местным линиям», – отмечает Смирнов.

«Россия потеряла аэропортовую инфраструктуру так же, как и авиастроение. Тем временем в США сейчас летают 400 млн пассажиров в год, причем 90% – внутри страны. И авиабилеты там намного доступнее, чем в России, притом что зарплаты там выше», – указывает эксперт, добавляя, что развитие отрасли зависит от политики государства.

Финансовая яма

Между тем только за счет бюджетных средств модернизировать инфраструктуру аэропортов сейчас невозможно. По словам того же Нерадько, на финансирование развития опорной аэродромной сети требуется 65–70 млрд рублей ежегодно. Однако государство выделяет вдвое меньше.

Так, федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год предусматривалось финансирование 35 аэропортов с объемом государственных капитальных вложений более 34,06 млрд рублей. Освоение инвестиций в прошедшем году составило 97%. На 2012 год предусматривается финансирование 44 объектов с объемом инвестиций 42,5 млрд рублей.

Однако в прогнозном бюджете на 2013 и 2014 годы предусматривается снижение расходов на развитие воздушного транспорта, в связи с чем придется скорректировать и ФЦП. Если в 2012 году на эти нужды будет направлено 48,5 млрд рублей из федерального бюджета, то в 2013 году – 42,2 млрд рублей, а в 2014 году – уже только 30,3 млрд рублей.

Сейчас вкладываются деньги в реконструкцию аэродромов, для того чтобы к 2015 году привести их в порядок. Как говорится в ФЦП по развитию гражданской авиации, наибольшее число ВВП после реконструкции должно ввестись в эксплуатацию в 2015 году. К примеру, в 2010 году введена в строй только одна ВВП, в 2011 году – семь, в этом году планируется запустить также одну новую ВВП. В 2013–2014 годах должно быть открыто 15 реконструированных ВВП в России, а в 2015 году – целых 78 модернизированных взлетно-посадочных полос.

Впрочем, изначально государство планирует модернизировать аэропортовую инфраструктуру России не за счет бюджета, а за счет частно-государственного партнерства. Однако единственным примером такого финансирования до сих пор является лишь аэропорт Санкт-Петербурга Пулково. Только в 2011 году в реконструкцию авиазула Петербурга было вложено 193 млн евро частных инвестиций. К концу 2012 года планируется довести инвестиции в проект до 583 млн евро.

На финансирование развития опорной аэродромной сети требуется 65–70 млрд рублей ежегодно, однако государство выделяет вдвое меньше

Реконструкция аэропорта Пулково организована на основе регионального закона о ГЧП в условиях отсутствия необходимого федерального законодательства в этой сфере.«В последние годы государство поняло, что натворило, и все-таки начало поддерживать аэропорты. Идет финансирование модернизации аэропортовой инфраструктуры, однако вложений надо в пять раз больше, чем выделяет государство», – считает Смирнов.

Частные инвесторы не спешат вкладываться в аэродромную инфраструктуру в партнерстве с государством. Во-первых, до сих пор нет четкого федерального законодательства в этой сфере.

Кроме того, говорит Смирнов, местные и региональные перевозки, по своей сути, убыточные, а инвестиции в инфраструктуру длинные. «Здесь государство должно помогать. Есть много разных форм поддержки местных аэропортов. В США, к примеру, власти освобождают маленькие аэропорты, выполняющие социальные функции перевозки пассажиров, от уплаты налогов. Для российских компаний, осуществляющих местные перевозки, власти могли бы предложить более дешевое топливо, чтобы привлечь их», – рассуждает эксперт.

Инфраструктура

По словам главы Росавиации, наиболее важной на данный момент является реконструкция аэродромных комплексов Сочи, Казани, Краснодара, Анапы, а также аэропортов московского авиационного узла и Дальнего Востока. Развитие южных аэропортов необходимо в рамках проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Без московского авиаузла вообще невозможно авиационное сообщение. Ведь именно на три московских аэропорта приходится около 80% всех авиаперевозок. Для Дальнего Востока авиасообщение является главным в силу удаленности региона.

Впрочем, государство также планирует направить средства и на развитие других аэропортов, в частности на реконструкцию аэропорта Махачкала (Республика Дагестан), реконструкцию аэродромных покрытий и замену светосигнального оборудования в аэропорту Владикавказа (Республика Северная Осетия – Алания), реконструкцию и развитие аэродрома аэропорта Краснодар (Краснодарский край), реконструкцию аэропортового комплекса в Казани, Самаре, Ульяновске, Саратове, в Южно-Сахалинске, Якутске и т. д.

Интересно, что вопрос реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в Петропавловске-Камчатском, который является главным воздушным портом полуострова, решался почти 20 лет. «Эту проблему не могли решить с 1994 года», – жаловался губернатор края Владимир Илюхин. Буквально в конце февраля этого года наконец начались подготовительные работы по реконструкции полосы этого аэропорта. Здесь планируются демонтаж старой ВПП и строительство новой полосы с увеличением ее длины со всей инфраструктурой, а также ряд других объектов.

Проблема была в том, что две ВВП камчатского аэропорта Елизово находились в ведении Минобороны, что затрудняло проведение реконструкции. При этом первая ВВП была введена в эксплуатацию еще в 1978 году и нуждается в серьезной реконструкции, а вторая действующая полоса эксплуатируется в состоянии износа, близкого к предельным значениям.

Только в 2011 году одна из полос была передана из Минобороны Минтрансу, после чего и начались переговоры о развитии инфраструктуры. И тут не обошлось без ручного руководства. В августе губернатор края поднял этот вопрос на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным, и федеральные ведомства сразу получили прямое поручение от министра. В итоге проблема была решена в течение полугода. Из федерального бюджета на проведение работ в Елизово в 2012–2013 годах будет направлено более 11,8 млрд рублей. Проект должен быть реализован в 2014 году.

Модернизацию сочинского аэродрома, который сможет принимать около 5 млн пассажиров ежегодно (против 1,5 тыс. сейчас) обещают закончить в 2012 году.

К саммиту АТЭС в Приморском крае построили новый аэровокзальный комплекс и реконструировали ВПП в аэропорту Владивосток. Уже летом новый аэродром будет работать с полной загрузкой. На базе старого аэровокзала планируется разработать проект по развитию малой авиации в Приморском крае. Так поручил зампредседателя правительства Игорь Шувалов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?