Экономика

28 декабря 2012, 17:45

В РФ могут разрешить продавать невозвратные билеты на поезда

Фото: ИТАР-ТАСС

Минтранс, ранее выступивший с инициативой ввести невозвратные билеты на авиарейсы, теперь предлагает ввести такую же меру железнодорожным перевозчикам. В ведомстве считают, что это будет выгодно самим пассажирам, которым не придется переплачивать за «страховку» риска убытков от возврата билета.

Министерство транспорта предложило ввести невозвратные билеты в нерегулируемом сегменте (купе, СВ и люкс). Проект поправок в законодательство опубликован на сайте ведомства.

Если подобные меры будут приняты в соответствии с зарубежной практикой, то тарифы на железнодорожные билеты удастся снизить примерно на 40–50%

«В случае отказа пассажира, групп пассажиров от поездки по проездным документам, приобретенным по установленному перевозчиком нерегулируемому тарифу, не предусматривающему включение в стоимость проездного документа риска убытков от возврата проездного документа, возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы не осуществляется», – сказано в проекте изменений в статью федерального закона «Устав железнодорожного транспорта».

Согласно документу, железнодорожные перевозчики смогут устанавливать невозвратные тарифы не более чем на 50% своих рейсов.

Положение о невозвратных тарифах не будет распространяться на случаи отмены поезда и при уведомлении до отправления поезда о болезни пассажира, в случае незапланированного перерыва в движении поездов более чем на час, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. В вышеуказанных случаях при отказе пассажира от поездки ему должна быть возвращена денежная сумма, предусмотренная законодательством.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, невозвратные билеты всегда дешевле обычных, и за счет введения таких проездных документов выиграют пассажиры, заранее планирующие свои поездки. За счет невозвратных билетов будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров, рассчитывают в Минтрансе. Запрет же на невозвратные билеты вынуждает перевозчиков учитывать риск убытков от возврата билета при определении его цены, а это увеличивает стоимость услуг для всех пассажиров.

Введение невозвратных тарифов должно предоставить пассажирам с низкой платежеспособностью возможность пользоваться железнодорожным транспортом и привести к росту пассажиропотока.

Сейчас пассажир вправе вернуть ж/д билет в любое время, напоминает РИА «Новости». В частности, при возврате неиспользованного билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда он имеет право получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда – стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда – стоимость билета (стоимость плацкарты не выплачивается).

С предложением отменить возврат билетов, купленных по низкой цене, в Минтранс в 2011 году обращалась «Федеральная пассажирская компания». Однако летом 2012 года ведомство выступило с инициативой по введению в России невозвратных билетов на авиарейсы.

Авиаперевозчики неоднократно заявляли, что введение невозвратных билетов необходимо для создания бюджетных авиакомпаний. Правда, Союз потребителей России предложение Минтранса о невозвратных авиабилетах не поддержал, заявив, что это приведет к росту цен и создаст «правоприменительный хаос».

Невозвратные билеты разрешены в большинстве стран, но в России они под запретом с 2008 года. Авиакомпаниям, как и железнодорожным перевозчикам, невозвратные билеты выгодны: они гарантируют им загрузку самолетов (поездов), продаются задолго и стоят дешево. Скидочные билеты на поезда европейских железных дорог чаще всего являются невозвратными. Хотя в каждой отдельно взятой стране свои тонкости в системе продажи билетов на поезд.

Так, немецкая железная дорога Deutsche Bahn предлагает билеты по низким ценам, но только тем, кто заранее определился с датами и маршрутом своей поездки, и продает билеты на поезда каждого типа, сначала выбирая квоту самых дешевых билетов, а затем продавая все дороже. Той же политики придерживается и австрийская железная дорога.

На французской железной дороге действует система «белых», «голубых» и «красных» дней. «Голубые» дни дают право на самые большие скидки (это период рабочей недели с полудня понедельника до полудня пятницы). На «белые дни» – с 12.00 пятницы до 12.00 субботы и с 15.00 воскресенья до 12.00 понедельника – приходится пик перевозок, поэтому скидки будут в два раза меньше. Около 20 праздничных дней в году – это «красные дни», когда скидок на билеты нет вообще.

Россия вполне могла бы перенять европейский опыт, тем более что введение невозвратных билетов – мера вполне эффективная, рассуждает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

«Бюджетные билеты на поезда могут снизить стоимость пассажироперевозок на железнодорожном транспорте, что привлечет дополнительное количество пассажиров и соответственно увеличит денежный поток», – говорит он. Если подобные меры будут приняты в соответствии с зарубежной практикой (в первую очередь – европейских стран), то тарифы на железнодорожные билеты удастся снизить примерно на 40–50%, считает Авакян.

«Подобная практика хорошо себя оправдала во многих странах и позволила сделать подобные поездки более доступными для населения, – добавляет он.– Однако эффективность подобной инициативы будет зависеть, в первую очередь, от правильной политики властей в этом вопросе».

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Стали известны подробности теракта на Крымском мосту
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?