В среду Мосгордума в окончательном чтении приняла поправки в Кодекс Москвы об административных правонарушениях, вводящие штрафы за неоплаченную парковку на городских уличных стоянках.
Ту цену, которую жителям столицы придется платить за парковочное место в месяц, в Лондоне по парковочным картам платят за год
Согласно законопроекту, граждан, не заплативших за уличную парковку, будут штрафовать на 2,5 тыс. рублей. Водителей, скрутивших номерные знаки с автомобиля на парковке, оштрафуют на 5 тыс. рублей. Столько же заплатит и нарушитель, если номера его машины оборудованы «материалами, препятствующими или затрудняющими их идентификацию».
Нарушение правил пользования стоянкой (к примеру, парковка не по разметке) повлечет штраф в 1,5 тыс. рублей.
При этом чиновники уточнили, что считается «городской парковкой». Это принадлежащая властям «часть автодороги и (или) примыкающее» к ней, тротуару или обочине «специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место», на которых организована автостоянка «на платной основе или без взимания платы».
Необходимость принятия поправок глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов объяснил «началом реализации пилотного проекта по организации платных парковок на улично-дорожной сети».
Еще весной в столичной мэрии решили взимать 50 рублей в час за парковку «на улично-дорожной сети на специально размеченных местах». С 1 ноября такие парковки заработают на Каретном Ряду, Петровке, а также на двух десятках прилегающих переулков и улиц, передает «Интерфакс». Там появится 594 машино-места. По некоторым данным, именно в этом районе более трети автомобилей паркуются с нарушениями правил дорожного движения.
Москвичи смогут оплачивать парковку автомобиля по мобильному телефону, послав СМС на короткий номер с указанием госномера своего транспортного средства, или с помощью предоплатной карты.
«В ближайшие дни в торговых центрах, киосках печати и кассах Мосгортранса начнут продавать парковочные карты для оплаты стоянки в центре Москвы, где появилась экспериментальная платная зона», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в интервью «Российской газете», которое публикуется в четверг.
Он уточнил, что карты будут двух видов: зеленого цвета (1 тыс. рублей) и оранжевого (500 рублей).
Для оплаты парковки надо будет «вбить в паркомат» с помощью клавиатуры номер своей машины и приложить карту. Для того чтобы забрать автомашину с парковки, надо будет приложить к паркомату свою парковочную карту. Час стоянки будет стоить 50 рублей.
Жителям окрестных домов предоставят право бесплатной стоянки на городских парковках, однако время будет ограничено – с 20.00 до 8.00.
Расценки за эвакуацию неправильно припаркованного автомобиля составят 5 тыс. рублей. Первый день на штрафстоянке бесплатный, далее – 1 тыс. рублей за день. При этом в Москве будут созданы особые тарифные зоны, в которых оплата будет производиться на особых условиях, с тем чтобы оборачиваемость машин стала более высокой.
«Это в первую очередь крупные торговые центры, места, где особая востребованность в парковочном пространстве. Там будет ограничено максимальное время нахождения автомобиля на парковке», – уточнил Ликсутов.
Столичные власти уже много лет пытаются решить проблему дефицита парковочных мест в столице. По данным Москомстройинвеста, дефицит парковок в Москве составляет более 4 млн машино-мест. Между тем в течение пяти лет (2012–2016 годы) власти планируют построить всего 1,5 млн машино-мест.
Кстати, платные стоянки существовали и при экс-мэре Москвы Юрии Лужкове. Хотя тогда большинство их них находилось под контролем незаконных парковщиков. В 2008 году плату отменили – справиться с теневым бизнесом у мэрии не получилось. Теперь, обещают чиновники, парковщиков на стоянках не будет, оформление штрафов будет осуществляться с помощью камер видеонаблюдения, автомобилей, оснащенных системами видеофиксации, и инспекторов ДПС.
Парковка – не роскошь
Эксперты указывают, что в попытках избавить столицу от «лишних» автомобилей власти перегибают палку по крайней мере в том, что касается стоимости парковки. К примеру, если житель близлежащего дома на такой платной стоянке припаркует автомобиль на весь день, то заплатит за сутки 1200 рублей. Месяц стоянки ему обойдется в 36 тыс. рублей. Проще говоря, такая парковка будет доступна явно не всем, а точнее, очень немногим.
«Ту цену, которую жителям столицы придется платить за парковочное место в месяц, в Лондоне по парковочным картам платят за год, – говорит руководитель Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев. – 50 рублей в час – очень высокая стоимость парковки».
При этом непонятно, откуда взялась эта цифра. По словам эксперта, в Лондоне стоимость парковки в сутки рассчитывается, исходя из заработной платы среднего менеджера. В расчет берётся сумма, которую он зарабатывает в час. Стоимость парковки – это определенный процент от этой суммы.
«Скажем, если вы в Москве зарабатываете 1600 рублей в сутки, то стоимость парковки за тот же промежуток времени должна составлять 200 рублей. Максимум – 250 рублей», – рассуждает Канаев. Если час парковки будет стоить 50 рублей, то ежедневно (исходя из восьмичасового рабочего дня) человеку придется платить за машино-место 400 рублей.
«Цена завышена вдвое, – утверждает эксперт. – Люди, которые хотят навести порядок в Москве, оторвались от реальности. Поймите, это парковки не у какого-то развлекательно-торгового центра, не у кинотеатра».
По мнению главы ФАР, если чиновники хотят вывести всех автомобилистов за МКАД (а так и представляется), они должны сказать об этом прямо. «Автомобилисты сначала побуянят, но в конце концов поймут. Это по крайней мере будет честно», – замечает Канаев.