Россия поставила перед собой задачу закрепиться на рынке редкоземельных металлов, на котором сейчас полностью доминирует Китай. К 1 февраля 2013 года правительство должно разработать и утвердить программу производства в стране редкоземельных металлов. Соответствующее поручение правительство получило от главы государства по итогам совещания о проекте федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014–2015 гг., сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в одном из ведомств финансово-экономического блока.
Для обеспечения национального суверенитета России необходимо больше производить редкоземельных металлов внутри страны, а не импортировать
Редкоземельные металлы (РЗМ) – группа из 17 элементов, включающая лантан, скандий, иттрий и лантаноиды. По суммарной распространенности на земле они в десятки раз превосходят такие металлы, как молибден и вольфрам, однако капитальные затраты на их добычу относительно высоки (порядка 40 тыс. долларов на тонну – по данным Roskill Information Services).
РЗМ используют в самых разных областях, в частности, в радиоэлектронике, атомной технике, машиностроении, химической и стекольной промышленности. Редкоземельные металлы используются также в миниатюрных микрофонах, мобильных телефонах и аккумуляторах для гаджетов. В частности, они нашли применение в гибридных автомобилях, например, в модели Prius компании Toyota Motor, и музыкальных проигрывателях, например, в iPod от Apple.
В том числе эта продукция используется и в оборонно-промышленном секторе. Так, самарий необходим для магнитов при разработке высокоточного оружия. К примеру, без самария США не могут выпускать танки «Абрамс», крылатые ракеты «Томагавк», высокоточные «умные» бомбы и радары «Иджис Спай». Для российской военной продукции, скорее всего, также нужны редкоземельные металлы.
Российский рынок РЗМ
Мировой рынок РЗМ оценивается в 15 млрд долларов ежегодно. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем и экспортером редкоземельных металлов, обеспечивая порядка 95% мировых потребностей. Однако он владеет лишь третью мировых запасов РЗМ.
Россия владеет не менее 20% мировых запасов редкоземельных металлов, однако с их производством имеются большие проблемы. Добыча сырья составляет всего порядка 2% от мировой, причем ею занимается всего одна российская компания – Соликамский магниевый завод. А производство изделий с РЗМ в России занимает менее 1%. Ранее при обсуждении проекта ФЦП «Редкоземельные металлы» Россия ставила перед собой цель – занять 10% в мировом производстве РХМ к 2020 году. Речь также шла об активном сотрудничестве в этой отрасли с Казахстаном и Киргизией.
Еще 3% мировой добычи сырьевых материалов обеспечивает американская компания Molycorp. За пределами Китая такое сырье в очень небольших количествах поставляют также компании Индии и Бразилии.
«Самих металлов, конечной продукции, в России практически не производят. У нас добывают сырье, которое потом перерабатывают за границей – в Эстонии, в Казахстане и Киргизии. Это издержки построенной в советское время системы – заводы по переработке добываемых на территории России редкоземельных металлов оказались после развала Союза за пределами страны», – говорит старший аналитик «Атона» Диннур Галиханов. После развала Советского Союза Московский завод полиметаллов и Пышминский ОХМЗ, оставшись без надежных поставщиков сырья, прекратили выпуск РЗМ. Соликамский магниевый завод – единственное предприятие в России, которое занимается сейчас добычей карбонатов редкоземельных металлов (сырья). Добыча ведется на Ловозерском месторождении в Мурманской области, а потом сырье перерабатывается в Эстонии, откуда идет на мировые рынки, поясняет эксперт.
При этом в России есть ряд компаний, которые, имея доступ к таким металлам, просто ими не занимаются. «К примеру, у компании «Апатит» большое количество месторождений в Мурманской области, которые содержат большое количество редкоземельных металлов. Но «Апатит» занимается производством удобрений, а эти металлы остаются в отвалах, и из них ничего не делается. У «Акрона», который также занимается удобрениями, тоже есть месторождения с большими запасами этих металлов, и тоже пока непонятно, что компания с ними будет делать», – рассказывает эксперт. В 2011 году урановый холдинг Атомредметзолото (уран не входит в числе редкоземельных металлов) говорил о заинтересованности в покупке активов по добыче редкоземельных металлов в России, в частности, Соликамского магниевого завода. Однако впоследствии АРМЗ, по неофициальной информации, отказался от покупки.
Потенциал
Между тем редкоземельные металлы нужны для инновационного развития страны, так как их используют в высокотехнологических отраслях, в том числе в оборонной и атомной промышленности. «Если Россия активно хочет идти инновационным путем, за что ратует Дмитрий Медведев, то без доступа к такого рода металлам добиться успеха в этом будет сложно и дорого. Придется закупать эти металлы на мировом рынке по высоким ценам», – считает Галиханов.
Без самария США не могут выпускать танки «Абрамс», крылатые ракеты «Томагавк», высокоточные «умные» бомбы и радары «Иджис Спай
Китай еще с 2003 года начал постепенно снижать экспорт редкоземельных металлов, чем недоволен весь мир. После сокращения экспорта на 30% в 2010 году цены на редкоземельные металлы подскочили на 20–30%. Китай обосновал сокращение экспорта тем, что запасов металлов при таком темпе производства хватит на 15–20 лет. США и Евросоюз стали обвинять его в нарушении норм ВТО. В США раньше были производители РЗМ, однако в 1990-х годах они свернули добычу, в том числе по экологическим причинам.
«Однако теперь США и Европа, а сейчас – и Россия, озаботились тем, чтобы самим производить редкоземельные металлы. В России есть ресурсная база, даже есть первичная переработка, но нет выработки конечной продукции. Однако никакие громкие указы и приказы государства не смогут запустить эту отрасль с очень низкого старта. Государство должно создать условия для бизнеса, чтобы он захотел вкладываться в эту отрасль», – считает Галиханов.
«Собственное производство редкоземельных металлов России также необходимо для того, чтобы обезопасить военную и атомную промышленность. Потому что нынешних объемов добычи сырья не хватит. Россия импортирует РЗМ для своих нужд», – отмечает аналитики «Атона».
«Учитывая те отрасли промышленности, где используются редкоземельные металлы, информация об их движении закрыта. Но учитывая, что потребности в них велики, вряд ли они экспортируются из страны, а если это и имеет место, то речь идет об очень незначительных объемах. Скорее Россия импортирует из других стран, в первую очередь из стран СНГ, и сами редкоземельные металлы, и их соединения», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Он добавляет, что не раскрываются данные также о том, какое количество соединений редкоземельных металлов идет на нужды оборонной промышленности, а сколько используется в мирных целях. «Но, скорее всего, для обеспечения национального суверенитета России необходимо больше производить редкоземельных металлов внутри страны, а не импортировать. И государство готово вкладывать средства в решение этой задачи и поддерживать частный бизнес в этой индустрии», – говорит Дмитрий Баранов, считая это своевременным решением.
Кроме того, эта продукция имеет огромный экспортный потенциал. «Даже если Россия, Америка, Европа и Африка начнут этим заниматься, то в ближайшее время они все равно не смогут удовлетворить спрос. При этом спрос на редкоземельные материалы будет только расти, потому что мир становится все более высокотехнологичным. А цены будут оставаться по-прежнему высокими. Если с умом подойти к этому вопросу, то можно построить весьма прибыльный бизнес», – добавляет Галиханов.
По прогнозу аналитической группы Core Consultants, к 2015 году мировой дефицит критических редкоземельных металлов, к которым относятся неодим, европий, тербий, диспрозий и иттрий, может составить 20 тыс. тонн на фоне ограничения их поставок из Китая. Потребление этих металлов в 2012 году оценивается в около 140 тыс. тонн, а к 2015 году – до 200 тыс. тонн.