Компания BP предложила проект газопровода, который пройдет по территории Венгрии, Румынии и Болгарии, и свяжет Европу с азербайджанским месторождением Шах-Дениз.
Новый проект пытается совместить в себе требования политики и бизнеса
Это уже четвертый проект газопровода наряду с Nabucco, который мог бы изменить стратегический пейзаж европейской энергетики, создав «южный коридор» к азербайджанскому газовому месторождению Шах-Дениз, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на The Financial Times.
Среди других предложений – Трансадриатический газопровод швейцарской EGL, а также проект греко-итальянского консорциума IGI/Poseidon, который контролируют греческая государственная газовая компания DEPA и итальянская Edison.
Новый проект ВР, названный Юго-Восточным газопроводом, появился незадолго до критической даты. Дело в том, что в субботу Nabucco и два его конкурента представят свои тарифные планы консорциуму во главе с азербайджанской ГНКАР. До конца года он должен решить, какому из газопроводов отдать предпочтение.
Вице-президент ВР Эл Кук, отвечающий в компании за развитие месторождения Шах-Дениз, назвал Юго-Восточный газопровод «другим возможным решением». «Не следует думать, что в трех других проектах обязательно имеются недостатки. Но было бы мудро иметь запасной выбор», – отметил он.
Новый проект пытается совместить в себе требования политики и бизнеса. Проект Nabucco, предусматривающий строительство газопровода длиной почти 4 тыс. километров, бизнесмены охарактеризовали как «чересчур политизированный» и громоздкий. Его создание рассчитано на импорт газа не только из Азербайджана, но из всего Каспийского региона, Туркменистана, Ирака и Ближнего Востока.
В то же время проект ВР предусматривает более компактный и дешевый газопровод длиной 1,3 тыс. километров, который с помощью существующей инфраструктуры свяжет Шах-Дениз с западом Турции, а затем через Болгарию, Румынию и Венгрию приведет азербайджанский газ в ту же Австрию.
При этом длина проектируемого газопровода втрое меньше, чем у гиганта Nabucco. Экспорт газа с месторождения Шах-Дениз вряд ли превысит 10 млрд кубометров газа в год, в то время как пропускная мощность Nabucco втрое больше. Кроме того, по приблизительным подсчетам, газопровод BP обойдется намного дешевле Nabucco, стоимость которого оценивается в сумму до 15 млрд долларов.
«В интересах каждого найти такое магическое число, которое сделает газопровод осуществимым коммерчески и привлекательным политически», – заявил глава отдела энергетики и природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Риккардо Пулити.
Напомним, Европа преследует цель диверсификации поставок газа на свой рынок и снижения зависимости от российского Газпрома. Недавно Еврокомиссия получала мандат от имени 27 стран – участниц Евросоюза на переговоры с Туркменией и Азербайджаном по поводу строительства Транскаспийского трубопровода, который должен составить конкуренцию «Южному потоку».
Зампред правления Газпрома Александр Медведев ранее заявил, что не считает «Южный поток» и Nabucco конкурентами. «Южный поток» и Nabucco – не конкурирующие проекты, у них разные цели. Мы диверсифицируем маршруты поставки российского газа по заключенным контрактам. У нас есть газ, у нас есть рынок, у нас есть контракты, у нас есть партнеры, которые подписали сегодня соглашение акционеров», – сказал он.
«А что касается Nabucco, у них цель другая – диверсифицировать источники поставки. Но чтобы диверсифицировать источники поставок, естественно, нужно иметь газ. Мы никакого злорадства не испытываем, глядя на то, что пока источники не определены. Абсолютно не испытываем, потому что потенциально в Европе, если мы посчитаем потребности в газе и сложим «Северный поток», «Южный поток», украинскую систему в нынешнем даже объеме, терминалы СПГ, то все равно будет дефицит газа – если идти по разумному сценарию, связанному с выбытием атомных электростанций, сокращением выбросов СО2», – объяснил Александр Медведев.
По последним расчетам Газпрома, стоимость газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров газа в год составит около 15,5 млрд евро. Изначально вложения в проект оценивались в 24 млрд евро, но потом общая смета снизилась в 2,7 раза. Впрочем, цена трубы может вырасти еще на 10–15%.