Европа против «Южного потока»
В четверг в Сочи состоится подписание соглашения акционеров проекта строительства газопровода «Южный поток», в котором будут оговорены все права и обязанности сторон, распределение долей и параметры возможного выхода из проекта.
Строительство газопроводов является краеугольным камнем стратегии ЕС покончить с зависимостью от Газпрома и уже давно является одним из наивысших приоритетов
Реализации этого проекта противостоит Европа, которая преследует цель диверсификации поставок газа на европейский рынок и снижения зависимости от российского Газпрома. Так, накануне подписания соглашения комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер раскритиковал проект газопровода «Южный поток».
По словам еврокомиссара, российский проект – это попытка Москвы помешать развитию альтернативных газопроводов Nabucco и Транскаспийского газопровода, сообщает BBC.
Эттингер заявил, что «Южный поток» не заставит ЕС отказаться от Nabucco и Транскаспийского газопровода, цель которого – диверсифицировать поставки газа на европейский рынок.
Как считает глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, строительство газопроводов является краеугольным камнем стратегии ЕС покончить с зависимостью от Газпрома и уже давно один из наивысших приоритетов, пишет Financial Times.
Буквально на днях Еврокомиссия получала мандат от имени 27 стран – участниц Евросоюза на переговоры с Туркменией и Азербайджаном по поводу строительства Транскаспийского трубопровода, который должен составить конкуренцию «Южному потоку».
Россия в шоке
МИД России выразил удивление в связи с решением Совета ЕС по проекту Транскаспийского газопровода, посчитав, что это может осложнить ситуацию в регионе. Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств (Азербайджан, Россия, Казахстан, Иран и Туркмения), считают в министерстве.
«Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств – участников «каспийской пятерки» и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате», – подчеркнул официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Вместе с тем, как предостерег постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, получение мандата Еврокомиссией политически усилит позицию европейских стран в переговорном процессе с Азербайджаном и Туркменией.
«В глазах ее представителей это первое реальное проявление единой внешнеэнергетической политики ЕС, нехватка которой, традиционно уже, расценивалась брюссельскими еврочиновниками как неспособность Евросоюза говорить «одним голосом» со странами – поставщиками энергоносителей», – приводит слова Чижова «Интерфакс».
Игра Азербайджана
#{smallinfographicleft=330723}Кроме того, масла в огонь подлил на днях Азербайджан, который заявил об открытости для обсуждения строительства Транскаспийского газопровода.
«Транскаспийский проект не является нашим проектом. Это проект между Туркменистаном и Европейским союзом. Согласно Европейской энергетической хартии, мы являемся открытой транзитной страной, и инфраструктура, которую они (ЕС и Туркменистан) намерены построить, является делом этих двух сторон. ... Мы уже говорили о том, что открыты для обсуждения данного вопроса», – приводит слова президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева РИА «Новости».
Бывший президент Госнефтекомпании Азербайджана в 1992–1993 годах Сабит Багиров также заявил о том, что Россия является лишь третьей стороной в вопросе реализации проекта Транскаспийского газопровода.
«Полномочия принятия решений по реализации Транскаспийского газопровода принадлежат Азербайджану и Туркменистану», – заявил Багиров. «России следует учесть, что она сама также относится к перечню тех самых третьих сторон», – добавил азербайджанский эксперт.
Шансов больше у России
Вместе с тем Чижов уверен, что политическое усиление позиций не поможет ускорить переговорный процесс Европы со странами – поставщиками газа, поскольку существует проблема, которая «выходит за рамки сферы просто газовой инфраструктуры, и вообще за рамки сферы энергетики».
Проблема лежит в международно-правовой плоскости. Дело в том, что Каспий расположен на границе Европы и Азии и окружен территориями России, Казахстана, Ирана, Туркменистана и Азербайджана. Побережье Каспия принадлежит только пяти государствам.
«В течение уже многих лет в этой «каспийской пятерке» ведутся предметные дискуссии относительно правового статуса Каспия. Речь идет о разработке конвенции о правах на это море. Кстати говоря, состоялись уже три саммита этой группы. Последний был в прошлом году в Баку. Окончательной договоренности по конвенции нет, но есть договоренность о тех принципах, на основе которых должны решаться проблемы использования ресурсов и самой территории Каспия», – сообщил российский дипломат.
По мнению Чижова, «невозможно опровергать, что строительство газопровода по дну Каспийского моря – это серьезный проект, это один из тех ключевых вопросов, которые должны решаться консенсусом «каспийской пятерки».
«К сожалению, данный проект ни с Россией, ни с другими странами, не участвующими в нем, Евросоюз не обсуждал», – сказал Чижов.
Эксперты уверены, что у Европы мало шансов продвинуть свой проект. «Однозначно у «Южного потока» больше шансов. Дело в том, что строительство Транскаспийского газопровода упирается в правовой статус Каспия. То, что Еврокомиссия будет вести переговоры от лица 27 стран – членов Евросоюза, – это мало что меняет, поскольку они не принимают решения по правовому статусу Каспия – это дело пяти стран. Они могут вести лишь переговоры», – комментирует аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.
Эксперт считает, что Россия и Иран сделают все возможное, чтобы не допустить на рынок конкурентов, поэтому никто не разрешит вести дополнительную трубу по дну Каспийского моря. С этим мнением также солидарен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Россия против Транскаспийского газопровода, потому что если Туркмению соединить с Азербайджаном, это даст возможность поставлять туркменский газ на европейский рынок, минуя российскую территорию. Естественно, нам такая конкуренция не нужна, это только ухудшит наши позиции на европейском рынке», – подчеркнул Константин Симонов.
Как сообщил Чижов, он намерен донести позицию России до Евросоюза в ближайшее время. «Я в самое ближайшее время намерен обсудить эту проблему с членом Европейской комиссии по энергетике господином Гюнтером Эттингером», – сообщил российский дипломат. Дипломат полагает, что это будет предметом обсуждения и на высоком политическом уровне. «Мы свою озабоченность данной проблемой от Евросоюза не скрывали и скрывать не собираемся. Мы исходим из того, что инициаторы этого проекта, включая Евросоюз, несут всю полноту ответственности, в том числе по международному праву», – подчеркнул постпред РФ при ЕС.
Отметим, что Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Планируется ежегодно транспортировать 20–30 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.