Экономика

Александр Ованесов

«Пока идут только разговоры»

31 августа 2011, 22:07

Фото: ИТАР-ТАСС

Накануне мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу развития транспорта Москвы на 2012–2016 годы, на которую власти выделяют рекордные 2,2 трлн рублей. В ней, в частности, указывается, что на развитие столичного метрополитена власти намерены потратить 465,6 млрд рублей, построив к 2016 году 85,6 км новых линий метро.

Нужен четко проработанный договор, чтобы инвестор был уверен, что правила игры неожиданно не поменяются

Так, проект предполагает строительство новых станций метро в районах Зябликово, Орехо-Борисово, Тропарево и Солнцево. В этот период начнется строительство третьего пересадочного контура, который соединит линии метро на расстоянии одной-трех станций от кольцевой ветки, и большого кольца, которое соединит между собой станции «Каховская» и «Кунцевская».

При этом московские власти впервые готовы привлечь к участию в строительстве метро иностранных инвесторов. «Работа по метростроению идет полным ходом, сейчас объявляются новые конкурсы, среди участников есть и иностранные фирмы», – заявил во вторник первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, передает «Интерфакс».

Ранее о своем желании принять участие в тендерах на строительство метро в России говорила компания Strabag. Не исключено, что интерес к этому имеется также у французской компании Vinci.

Почему власти впервые решили привлечь к строительству метро иностранных инвесторов и какие сложности у них могут возникнуть, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал партнер консалтинговой компании Strategy Partners (занимается разработкой стратегий для бизнеса и органов власти) Александр Ованесов.

ВЗГЛЯД: Московские власти хотят привлечь иностранных инвесторов к строительству метро, а раньше иностранцы не допускались к строительству подземки? И на чьи деньги строилось метро?

Александр Ованесов, партнер консалтинговой компании Strategy Partners(фото: из личного архива)

Александр Ованесов: Насколько я знаю, раньше иностранные инвесторы для строительства метро не привлекались. Это была прерогатива строительного комплекса Москвы, Мосметростроя. Москва всегда строила все за бюджетные деньги и своими силами. Кроме того, метро – это же специальный объект, требующий особого режима, из чего вытекают естественные ограничения на использование в работе иностранных компаний.

Другое дело, что тот объем и темпы строительства метро, которые заявлены в программе города, не могут быть выполнены силами только стройкомплекса Москвы. У города нет такого объема мощностей, чтобы все это реализовать, даже если очень сильно постараться. Поэтому партнеры, в том числе иностранные, городу будут нужны.

Московским властям надо либо корректировать заявленные объемы и сроки в сторону уменьшения, что маловероятно, либо искать иностранцев, потому что своих мощностей не хватит.

При этом я думаю, что с точки зрения технологий и соблюдения правил для объектов специального назначения российские компании были бы для этой работы более предпочтительными. К тому же им проще реализовать такой проект, так как они понимают специфику московского метростроя.

ВЗГЛЯД: У иностранцев есть преимущество – опыт строительства типовых станций метро, тогда как в Москве для каждой станции создавались индивидуальные проекты, что дороже и требует большего времени...

А. О.: Проект разрабатывает проектная организация, а дальше строительная компания его просто реализует. Поэтому я не думаю, что здесь у иностранной компании есть какой-то приоритет. Наши строительные компании совершенно не хуже могут построить типовую станцию, если им предложить такой проект.

Но в Москве метро – это действительно произведение искусства, а не просто сеть транспортно-пересадочных станций. Когда иностранцы заходят в метро, они «ахают», потому что в крупных мегаполисах нет таких «расписанных» станций метро с индивидуальным и историческим дизайном.

ВЗГЛЯД: Но иностранные компании, которые имеют опыт проектирования и строительства типовых станций метро в разных городах мира, могут участвовать в тендерах как на проектирование, так и на строительство?

А. О.: Я думаю, что Москва будет заказывать проект «под ключ», т. е. сразу конкурс на проектирование, поставку строительных материалов и собственно строительство. Теоретически иностранцы могут участвовать, если их город пригласит. Весьма вероятно, что будут рекомендованы консорциумы из иностранных и российских компаний, учитывая особый статус объектов.

Однако я не слышал о том, чтобы Московский метрополитен решил перейти от индивидуального дизайнерского стиля к ординарно-транспортному, типовому. На мой взгляд, оригинальная стилистика должна поддерживаться в Московском метрополитене. Будет очень странно, если отдельные новые станции станут безликими, как в других странах. Поэтому и здесь я не вижу большого преимущества у иностранцев.

Можно было бы порассуждать, что иностранцы придут со своими длинными деньгами и более высоким качеством работы, соблюдением сроков и т. п. Однако российские игроки также могут выйти в тандеме с крупными российскими банками – Сбербанком, ВЭБом. И по качеству, что касается конкретно метро, мы иностранцам никак не уступаем.

ВЗГЛЯД: Чем иностранному инвестору может быть интересно строительство московского метро? В чем для него выгода?

Тот объем и темпы строительства метро, которые заявлены в программе города, не могут быть выполнены силами только стройкомплекса Москвы

А. О.: Потенциально это привлекательно очень большим объемом работы. Москва анонсировала огромный заказ, т. е. это сразу большой объем работ и загрузка мощностей.

Вопрос, насколько это проект будет выгоден для инвестора, зависит от того, как будет устроен контракт, какая будет тарифная политика, какой объем обязательств  ляжет на инвестора, а какой на город и в каком виде, насколько будет стабильна законодательная база партнерства и т. п.

Нужен четко проработанный договор, чтобы инвестор был уверен, что правила игры неожиданно не поменяются и инвестору не навешают того, о чем он изначально не договаривался или не имел в виду. Из всех этих компонентов и складывается привлекательность для инвестора такого рода проекта.

ВЗГЛЯД: Какие трудности поджидают иностранные компании, которые захотят принять участие в тендерах на строительство московской подземки?

А. О.: Их ожидают большие сложности, потому что до сих пор опыта строительства метро в России иностранцами не было. Как этот процесс будет организован – пока большой вопрос. Метрополитен – это режимный объект, и понятно, что земля и инфраструктура имеют свои обременения, они никак не могут попасть на баланс иностранной компании.

Второй очень важный вопрос, который я пока не понимаю, как будет решаться. Для того чтобы говорить о концессии, например, необходимо из общей системы метрополитена каким-то образом выделить определенный участок, границы веток метро. Если построенную инвестором ветку метро интегрировать в общую систему метрополитена, то невозможно будет посчитать внутренние денежные потоки проекта, от которых инвестор будет получать свою долю. Это должно быть четко организовано, в т. ч. технологически. Инвестор должен понимать, как будут считаться доходы от эксплуатации участка.

Очень важна юридическая схема. Если город просто хочет заказать работу за бюджетные деньги, то это одно. Но здесь речь идет о необходимости придумать более эффективные схемы для снижения нагрузки на бюджет Москвы, чтобы инвестор вкладывал собственные средства в строительство метро. При этом он должен четко понимать, как будет окупать сделанные инвестиции. Есть разные варианты: от схемы «под ключ» (так называемый EPC-контракт) до различных вариантов концессии, контракт жизненного цикла и т. п.

В Москве, к сожалению, еще ни разу не делались концессии, поэтому внутренней законодательной базы тоже нет. В более чем 30 регионах такие есть законы о ГЧП, к примеру в Питере, а в Москве до сих пор нет.

Инвестор должен понимать, какие схемы приемлемы для города. С выделением земли также большие проблемы. Ведь участки под новые линии и станции должны быть соответствующим образом подготовлены, в соответствии с градостроительными нормами. Насколько я знаю, там еще много вопросов не проработано, т. е. даже при наличии теоретически большого желания начать строить быстро в ближайшее время запустить стройки не получится.

Частные инвесторы будут очень тщательно прорабатывать все эти вопросы. Какой будет контракт, какие риски берет на себя город, а какие возлагаются на инвестора, из чего будет складываться доходная база. Все это придется считать. Пока подобных проектов с расчетами, где бы все эти вопросы были проработаны, я не видел. По моей информации, у департамента транспорта Москвы таких расчетов нет. Пока идут только разговоры о привлечении иностранных частных инвесторов, различные переговоры, совещания на эту тему. Но совещания – это одно, а проработанные проекты – совсем другое.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Кремль объяснил необходимость ядерных учений
Темы дня

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Ракетчики ЮФО и ВМФ начали подготовку к учениям с тактическим ядерным оружием

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

Президент Киргизии решил приехать на парад Победы в Москве

Президент Киргизии Садыр Жапаров собирается 8 мая принять участие в юбилейном саммите Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и параде Победы 9 мая в Москве, сообщили в администрации главы республики.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

При атаке дронов в Белгородской области погибли семь человек

Число погибших в результате атаки БПЛА ВСУ на машины ГК «Агро-Белогорье» в Белгородской области возросло до семи, сообщили в пресс-службе группы компаний «Агро-Белогорье».

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Лавров «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

В США назвали условие для ввода войск на Украину

В США не исключили военного вмешательства в конфликт, чтобы избежать падения Украины, заявил лидер демократов в Палате представителей Хаким Джеффрис.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В Демпартии США задумались о замене Байдена на Мишель Обаму

В США среди демократов ходит слух о том, что президент Джо Байден на предстоящих выборах может уступить место экс-первой леди Мишель Обаме, сообщает немецкое издание Spiegel.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Власти Грузии указали на желание радикалов увидеть жертвы по примеру «майдана»

Протестующие в Тбилиси против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» радикалы «фактически анонсируют» жертвы по примеру «майдана», заявила депутат от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?