Экономика

Александр Ованесов

«Пока идут только разговоры»

31 августа 2011, 22:07

Фото: ИТАР-ТАСС

Накануне мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу развития транспорта Москвы на 2012–2016 годы, на которую власти выделяют рекордные 2,2 трлн рублей. В ней, в частности, указывается, что на развитие столичного метрополитена власти намерены потратить 465,6 млрд рублей, построив к 2016 году 85,6 км новых линий метро.

Нужен четко проработанный договор, чтобы инвестор был уверен, что правила игры неожиданно не поменяются

Так, проект предполагает строительство новых станций метро в районах Зябликово, Орехо-Борисово, Тропарево и Солнцево. В этот период начнется строительство третьего пересадочного контура, который соединит линии метро на расстоянии одной-трех станций от кольцевой ветки, и большого кольца, которое соединит между собой станции «Каховская» и «Кунцевская».

При этом московские власти впервые готовы привлечь к участию в строительстве метро иностранных инвесторов. «Работа по метростроению идет полным ходом, сейчас объявляются новые конкурсы, среди участников есть и иностранные фирмы», – заявил во вторник первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, передает «Интерфакс».

Ранее о своем желании принять участие в тендерах на строительство метро в России говорила компания Strabag. Не исключено, что интерес к этому имеется также у французской компании Vinci.

Почему власти впервые решили привлечь к строительству метро иностранных инвесторов и какие сложности у них могут возникнуть, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал партнер консалтинговой компании Strategy Partners (занимается разработкой стратегий для бизнеса и органов власти) Александр Ованесов.

ВЗГЛЯД: Московские власти хотят привлечь иностранных инвесторов к строительству метро, а раньше иностранцы не допускались к строительству подземки? И на чьи деньги строилось метро?

Александр Ованесов, партнер консалтинговой компании Strategy Partners(фото: из личного архива)

Александр Ованесов: Насколько я знаю, раньше иностранные инвесторы для строительства метро не привлекались. Это была прерогатива строительного комплекса Москвы, Мосметростроя. Москва всегда строила все за бюджетные деньги и своими силами. Кроме того, метро – это же специальный объект, требующий особого режима, из чего вытекают естественные ограничения на использование в работе иностранных компаний.

Другое дело, что тот объем и темпы строительства метро, которые заявлены в программе города, не могут быть выполнены силами только стройкомплекса Москвы. У города нет такого объема мощностей, чтобы все это реализовать, даже если очень сильно постараться. Поэтому партнеры, в том числе иностранные, городу будут нужны.

Московским властям надо либо корректировать заявленные объемы и сроки в сторону уменьшения, что маловероятно, либо искать иностранцев, потому что своих мощностей не хватит.

При этом я думаю, что с точки зрения технологий и соблюдения правил для объектов специального назначения российские компании были бы для этой работы более предпочтительными. К тому же им проще реализовать такой проект, так как они понимают специфику московского метростроя.

ВЗГЛЯД: У иностранцев есть преимущество – опыт строительства типовых станций метро, тогда как в Москве для каждой станции создавались индивидуальные проекты, что дороже и требует большего времени...

А. О.: Проект разрабатывает проектная организация, а дальше строительная компания его просто реализует. Поэтому я не думаю, что здесь у иностранной компании есть какой-то приоритет. Наши строительные компании совершенно не хуже могут построить типовую станцию, если им предложить такой проект.

Но в Москве метро – это действительно произведение искусства, а не просто сеть транспортно-пересадочных станций. Когда иностранцы заходят в метро, они «ахают», потому что в крупных мегаполисах нет таких «расписанных» станций метро с индивидуальным и историческим дизайном.

ВЗГЛЯД: Но иностранные компании, которые имеют опыт проектирования и строительства типовых станций метро в разных городах мира, могут участвовать в тендерах как на проектирование, так и на строительство?

А. О.: Я думаю, что Москва будет заказывать проект «под ключ», т. е. сразу конкурс на проектирование, поставку строительных материалов и собственно строительство. Теоретически иностранцы могут участвовать, если их город пригласит. Весьма вероятно, что будут рекомендованы консорциумы из иностранных и российских компаний, учитывая особый статус объектов.

Однако я не слышал о том, чтобы Московский метрополитен решил перейти от индивидуального дизайнерского стиля к ординарно-транспортному, типовому. На мой взгляд, оригинальная стилистика должна поддерживаться в Московском метрополитене. Будет очень странно, если отдельные новые станции станут безликими, как в других странах. Поэтому и здесь я не вижу большого преимущества у иностранцев.

Можно было бы порассуждать, что иностранцы придут со своими длинными деньгами и более высоким качеством работы, соблюдением сроков и т. п. Однако российские игроки также могут выйти в тандеме с крупными российскими банками – Сбербанком, ВЭБом. И по качеству, что касается конкретно метро, мы иностранцам никак не уступаем.

ВЗГЛЯД: Чем иностранному инвестору может быть интересно строительство московского метро? В чем для него выгода?

Тот объем и темпы строительства метро, которые заявлены в программе города, не могут быть выполнены силами только стройкомплекса Москвы

А. О.: Потенциально это привлекательно очень большим объемом работы. Москва анонсировала огромный заказ, т. е. это сразу большой объем работ и загрузка мощностей.

Вопрос, насколько это проект будет выгоден для инвестора, зависит от того, как будет устроен контракт, какая будет тарифная политика, какой объем обязательств  ляжет на инвестора, а какой на город и в каком виде, насколько будет стабильна законодательная база партнерства и т. п.

Нужен четко проработанный договор, чтобы инвестор был уверен, что правила игры неожиданно не поменяются и инвестору не навешают того, о чем он изначально не договаривался или не имел в виду. Из всех этих компонентов и складывается привлекательность для инвестора такого рода проекта.

ВЗГЛЯД: Какие трудности поджидают иностранные компании, которые захотят принять участие в тендерах на строительство московской подземки?

А. О.: Их ожидают большие сложности, потому что до сих пор опыта строительства метро в России иностранцами не было. Как этот процесс будет организован – пока большой вопрос. Метрополитен – это режимный объект, и понятно, что земля и инфраструктура имеют свои обременения, они никак не могут попасть на баланс иностранной компании.

Второй очень важный вопрос, который я пока не понимаю, как будет решаться. Для того чтобы говорить о концессии, например, необходимо из общей системы метрополитена каким-то образом выделить определенный участок, границы веток метро. Если построенную инвестором ветку метро интегрировать в общую систему метрополитена, то невозможно будет посчитать внутренние денежные потоки проекта, от которых инвестор будет получать свою долю. Это должно быть четко организовано, в т. ч. технологически. Инвестор должен понимать, как будут считаться доходы от эксплуатации участка.

Очень важна юридическая схема. Если город просто хочет заказать работу за бюджетные деньги, то это одно. Но здесь речь идет о необходимости придумать более эффективные схемы для снижения нагрузки на бюджет Москвы, чтобы инвестор вкладывал собственные средства в строительство метро. При этом он должен четко понимать, как будет окупать сделанные инвестиции. Есть разные варианты: от схемы «под ключ» (так называемый EPC-контракт) до различных вариантов концессии, контракт жизненного цикла и т. п.

В Москве, к сожалению, еще ни разу не делались концессии, поэтому внутренней законодательной базы тоже нет. В более чем 30 регионах такие есть законы о ГЧП, к примеру в Питере, а в Москве до сих пор нет.

Инвестор должен понимать, какие схемы приемлемы для города. С выделением земли также большие проблемы. Ведь участки под новые линии и станции должны быть соответствующим образом подготовлены, в соответствии с градостроительными нормами. Насколько я знаю, там еще много вопросов не проработано, т. е. даже при наличии теоретически большого желания начать строить быстро в ближайшее время запустить стройки не получится.

Частные инвесторы будут очень тщательно прорабатывать все эти вопросы. Какой будет контракт, какие риски берет на себя город, а какие возлагаются на инвестора, из чего будет складываться доходная база. Все это придется считать. Пока подобных проектов с расчетами, где бы все эти вопросы были проработаны, я не видел. По моей информации, у департамента транспорта Москвы таких расчетов нет. Пока идут только разговоры о привлечении иностранных частных инвесторов, различные переговоры, совещания на эту тему. Но совещания – это одно, а проработанные проекты – совсем другое.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники
Темы дня

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества экс-замглавы Минобороны Иванова

Ростех направил Индии предложение по локализации выпуска Су-57

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

США потребовали увеличения оборонных обязательств Европы в рамках НАТО

США рассчитывают, что к 2027 году Европа возьмет на себя основную часть оборонных функций в НАТО, включая разведку и развертывание ракетных систем, пишет Reuters.

Озвучены планы по строительству новых тральщиков для ВМФ

Средне-Невский судостроительный завод намерен продолжить выпуск тральщиков проекта 12700 «Александрит» с улучшенным оснащением вплоть до 2050 года, заявил замглавкома ВМФ Игорь Мухаметшин.

Захарова сравнила Евросоюз с «воровской группировкой»

Евросоюз начал действовать как «воровская группировка» в вопросе российских активов, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Российские войска освободили Безымянное в ДНР

Подразделения Южной группировки за последние сутки освободили Безымянное в Донецкой народной республике (ДНР). Всего же за неделю ВС России освободили семь населенных пунктов в зоне СВО.

Индия выразила готовность производить российские беспилотники «Ланцет»

Россия и Индия ведут переговоры о возможной локализации производства российских беспилотников, включая модель «Ланцет», сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто и подчеркнули, что регистрация машин не зависит от срока их эксплуатации, а определяется техническим состоянием транспортного средства.

Моди назвал главную силу в отношениях России и Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что основой отношений между Россией и Индией является взаимное доверие.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Белый дом назвал приоритетом восстановления стратегической стабильности с Россией

Вашингтон включил восстановление стратегической стабильности с Россией в число главных внешнеполитических задач в Европе. Об этом говорится в обновленной Стратегии национальной безопасности США.

Глава Euroclear заявила об угрозе банкротства из-за плана ЕС по активам России

Глава крупнейшего европейского депозитария Euroclear Валери Урбен выразила сомнения в реализуемости предложенного Еврокомиссией плана экспроприации российских активов.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов