Подписание соглашения между Роснефтью и Exxon Mobil о стратегическом сотрудничестве «будет позитивно воспринято мировыми рынками, поскольку появляются новые горизонты – работа одной из ведущих мировых компаний, которой является Exxon Mobil, на российском арктическом и глубоководном шельфе», заявил Путин, открывая встречу с руководством Exxon Mobil, передает РИА «Новости».
Российские компании до сегодняшнего дня не имели возможности входить в действующие месторождения в США
«Прямые инвестиции, как я посмотрел по справке, могут составить от 200 до 300 млрд долларов, а если говорить об устройстве территорий, о строительстве необходимых сооружений, то цифра может дойти до 500 млрд», – добавил премьер. При этом Exxon Mobil дала согласие на размещение основных заказов на технику на российских верфях.
Как уточнил вице-премьер Игорь Сечин, сотрудничество между компаниями рассчитано на десятки лет. «Одна ледостойкая платформа оценивается в 15 млрд долларов, для Карского моря нужно 10 платформ минимум», – цитирует Сечина «Интерфакс».
«Для компании «Роснефть» это (подписание соглашения с Exxon Mobil о стратегическом сотрудничестве – прим. ВЗГЛЯД) также хорошие перспективы», – отметил Путин.
По мнению Сечина, уровень сотрудничества Роснефти с Exxon Mobil будет значительно выше того, который российской компании предлагала British Petroleum. «Условия, предложенные Exxon, лучше, значительно лучше», – говорит вице-премьер.
После прекращения работы с ВР Роснефть вела переговоры с другими мировыми лидерами нефтегазового сектора. При этом предложение Exxon Mobil оказалось «лучше не только предложений BP, но и лучше всех других предложений, которые были сделаны мировыми лидерами нефтегазового сектора», отметил Сечин.
При этом Сечин отметил, что обмена акциями между двумя компаниями соглашение не предусматривает (в отличие от несостоявшейся сделки Роснефти с BP). По словам вице-премьера, на этом этапе необходимости в обмене акциями между Роснефтью и Exxon Mobil нет, «Роснефть может работать с тем пакетом, который имеется».
В свою очередь глава Роснефти Худайнатов ответил намеком, что сейчас в обмене акций «нет необходимости, ну вдруг, лет через 10...» А Сечин, отвечая на вопрос, когда может состояться такой обмен акциями, отметил: «Когда компании этого захотят, если в этом будет необходимость».
Освоение шельфа на Карском и Черном морях
Соглашение между Роснефтью и Exxon Mobil предполагает стратегическое сотрудничество в России, США и третьих странах. По словам Сечина, оно включает пять основных направлений. Первое – это геологоразведка и совместное освоение шельфа на Карском и Черном морях, для чего будут созданы СП.
Участие Роснефти в проектах по освоению участков в Карском и Черном морях составит 66,7%, Exxon Mobil – 33,3%.
Как говорится в сообщении американской компании, соглашение предусматривает инвестирование около 3,2 млрд долларов в геологоразведку и освоение трех лицензионных участков Роснефти – Восточно-Приновоземельские – 1, 2, 3 в Карском море и Туапсинского лицензионного участка в Черном море. Этот участок Exxon Mobil квалифицировала как «один из наиболее многообещающих и наименее изученных участков мирового шельфа с высоким потенциалом жидких углеводородов и газа».
Восточно-Приновоземельские лицензионные участки занимают общую площадь 126 тыс. кв. км с глубинами от 50 до 200 метров. Туапсинский прогиб в Черном море занимает участок общей площадью 11,2 тыс. кв. км с глубинами от 1000 до 2000 метров.
Напомним, что ранее Роснефть планировала осваивать Восточно-Приновоземельские участки совместно с британской ВР, однако сделка сорвалась. В январе 2011 года Роснефть и Exxon Mobil подписали соглашение о совместном освоении шельфа Черного моря, предусматривающее геологоразведку и разработку участка Туапсинского прогиба, расположенного в российской части шельфа Черного моря. Документ предполагал, что на период геологоразведки финансирование работ будет осуществлять Exxon Mobil. Детальное соглашение по данному проекту будет подписано, как ожидается, до конца текущего года.
При этом Игорь Сечин не исключает участия американского нефтяного гиганта в работе на других участках шельфа Черного моря, помимо Туапсинского прогиба. «Если Туапсинский прогиб даст результат, то Exxon станет естественным партнером для наших дополнительных возможностей на Черном море», – добавил вице-премьер.
При этом Роснефть не стала предлагать Exxon Mobil в рамках соглашения поучаствовать в проекте освоения месторождения Вал Шатского на шельфе Черного моря, рассказал Сечин. «Там, скорее всего, будет другой партнер, да и Chevron сам до конца не определился», – добавил он. Напомним, что Роснефть в июне прошлого года подписала с Chevron соглашение о совместной разработке Западно-Черноморского лицензионного участка.
Chevron обещала привлечь 1 млрд долларов на геологоразведку, но весной этого года появилась информация о желании компании выйти из проекта из-за его низкой рентабельности.
Второе направление сотрудничества – создание в Санкт-Петербурге Арктического научно-практического исследовательского центра для обеспечения исследовательских разработок, подготовки кадров, проведения экологических и других экспертиз. Предварительные затраты на центр оцениваются в в 500–600 млн долларов, рассказал вице-премьер.
Окно в США
Еще одно направление предусматривает участие Роснефти в освоении месторождений в США и других странах. «Хочу отметить эксклюзивный характер этих решений для российских компаний вообще, которые до сегодняшнего дня не имели возможности входить в действующие месторождения в США», – уточнил Сечин.
#{smallinfographicleft=442916}Соглашение предусматривает возможность для Роснефти получить доли участия в ряде геологоразведочных проектов Exxon Mobil в Северной Америке, в том числе на глубоководных участках в Мексиканском заливе, а также месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе (США) и в иных потенциальных проектах в других странах. Компании также договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири.
По словам Сечина, Роснефть «должна сама определиться, в каких проектах ей интересно участвовать, в каких – не очень». «Exxon, со своей стороны, для себя принял решение допустить Россию к реализации как минимум шести проектов, конкретный их перечень мы определим совместно», – отметил вице-премьер.
Четвертое направление сотрудничества, предусмотренное соглашением, – это обмен персоналом, совместная подготовка кадров, направление на стажировки.
Пятое направление, как отметил Сечин, – это выход на инвестиционное сообщество. «Речь идет, в частности, о совместной работе на фондовых рынках, которая должна быть направлена на повышение капитализации обеих компаний», – заявил вице-премьер. «Exxon взял на себя ряд обязательств по облегчению работы Роснефти на американском рынке. Пока о листинге (Роснефти на американских площадках – прим. ВЗГЛЯД) речи нет, но если вопрос встанет, я думаю, он будет обсуждаться», – добавил вице-премьер.
Предложение Exxon Mobil оказалось лучше не только предложений BP, но и лучше всех других предложений, которые были сделаны мировыми лидерами нефтегазового сектора
По словам Сечина, Exxon Mobil во вторник обратилась к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность введения дополнительных налоговых стимулов для совместных проектов.
«Самое выгодное соглашение»
Как указывает президент Роснефти Эдуард Худайнатов, сделка с Exxon Mobil поможет развить приоритетное направление Роснефти – «создание первоклассной базы по освоению шельфа и повышению извлекаемости нефти». Кроме того, сделка поможет повысить капитализацию бизнеса Роснефти «путем применения передовых технологий, инновационного подхода к ведению бизнеса и через усиление кадрового потенциала».
«Эта сделка является результатом многолетней совместной работы с Exxon Mobil и выводит Роснефть на масштабные проекты мирового класса, превращая компанию в лидера глобальной энергетики», – приводятся слова Худайнатова в сообщении компании.
Президент Exxon Mobil Development Company Нил Даффин указывает на то, что «сегодняшнее соглашение с Роснефтью основывается на 15-летнем успешном сотрудничестве в рамках проекта «Сахалин-1». По его словам, «наши технологии, инновации и возможности по реализации проектов дополнят сильные позиции и опыт Роснефти, особенно в понимании перспектив разработки российского шельфа».
Эксперты также считают удачным выбор Роснефти себе в партнеры Exxon Mobil. «Компания Exxon Mobil сопоставима по опыту и по многим параметрам с BP, с которой Роснефть изначально хотела развивать проекты в Арктике. Это равноценная замена BP, Роснефть ничего здесь не потеряла. У Exxon Mobil, как и у BP, экспертиза на высшем уровне, плюс у Exxon Mobil есть богатый опыт специфической экспертизы по ведению проектов по трудноизвлекаемой нефти», – говорит отраслевой аналитик «ИФД Капиталъ» Виталий Крюков.
У Exxon Mobil имеется опыт ведения проектов на Норвежском арктическом шельфе: на долю американской компании приходится примерно 10% от совокупной добычи в Норвегии, то есть более 400 тыс. баррелей в сутки, указывает эксперт. «Говорят, что Северное море по условиям похоже на Карское море, где у компании будут совместные проекты с Роснефтью. Поэтому это опытная компания с технической точки зрения», – считает Крюков.
Exxon Mobil берет на себя первоначальные инвестиции на геологоразведку, как это было и по договоренностям с BP, затем уже подключится Роснефть, которая возместит сделанные Exxon Mobil инвестиции, указывает эксперт.
Кроме того, добавляет Крюков, у России нет технологий по добыче труднодоступной нефти из низкопроницаемых коллекторов, а у Exxon Mobil имеется большой опыт в этом плане. Поэтому для Роснефти очень важно, что Exxon Mobil поможет извлечь труднодоступную нефть в Западной Сибири, где имеются многомиллиардные ее запасы.
«Сотрудничеством с Exxon Mobil Роснефть убивает одним выстрелом двух зайцев – нашла партнера по арктическим проектам и сможет получить технологии для развития проектов в Западной Сибири», – отмечает Крюков.