В Китае можно купить мебель в магазинах, которые полностью копируют по стилю IKEA, и съесть сэндвичи, как будто привезенные из кафе Subway. Китайцам также предлагают коктейль, по вкусу напоминающий всем известный Blizzard в американской сети ресторанов быстрого питания Dairy Queen.
В Китае можно купить мебель в магазинах, которые полностью копируют по стилю IKEA, и съесть сэндвичи, как будто привезенные из кафе Subway
Китайские предприниматели настолько точно копируют известные бренды, что даже самые придирчивые покупатели с трудом отличат копию от подделки. Причем китайцы научились копировать даже манеру обслуживания, способ оплаты дисконтными картами и униформу продавцов в магазинах, пишет The Wall Street Journal.
Кроме того, в Поднебесной с легкостью стали подделывать известные во всем мире магазины. Так, недавно один из китайских блогеров разместил фотографию точной копии магазина Apple Store в городе Куньмин, где можно было купить поддельные iPhone, Macbook и другую популярную продукцию американской компании. Даже сотрудники контрафактного Apple Store не подозревали, что работают в поддельном магазине.
В Куньмине также открылась пиратская копия магазина шведской корпорации IKEA площадью 10 тыс. квадратных метров. Четырехэтажный супермаркет под названием 11 Furniture во всем подражает стилю IKEA. Интерьер магазина так же, как и в IKEA, выполнен в желто-голубом цвете. Схемы торговых залов практически ничем не отличаются от европейских. Кроме того, в отделах 11 Furniture стоят те же столы, что и в IKEA, а на них лежат карандаши, предназначенные для пометок покупателей.
Имитацию розничной торговли и ресторанов нельзя назвать новой тенденцией в Китае, но аналитики стали все чаще отмечать это явление. Подобная тенденция отражает растущее осознание важности таких вещей, как дизайн и обслуживание клиентов среди китайских предпринимателей. Владельцы компаний знают, как важно создать правильное впечатление у потребителей, отмечают эксперты компании CLSA.
Стоит отметить, что именно Китай специалисты называют основным локомотивом роста мирового потребления. К 2015 году, по данным Китайской академии социальных наук, расходы потребителей в Поднебесной ожидаются на уровне 4,3 трлн долларов.
Китайское правительство признает проблемы с пиратством и принимает необходимые меры для ее решения. И эксперты отмечают первые успехи в этом нелегком деле. Так, поддельные Apple Stоre в Куньмине были закрыты в июле, после чего начались массовые проверки других магазинов электроники в городе.
Тем не менее торговые точки, продающие контрафакт, остаются головной болью известных в мире компаний, которые уже давно пытаются защитить свои бренды в Китае. Некоторые бизнесмены говорят, что подобные магазины могут помочь в создании осведомленности о продукции известных марок. И в случае подделки иностранные компании все равно получат большие дивиденды от продажи собственной продукции.
Однако большинство предпринимателей все же сходятся во мнении, что они несут колоссальные убытки. По словам управляющего директора сети фастфудов Subway Александра Муди-Стюарта, количество подражателей, которые приходят на выставки франчайзинга в Китае, с каждым годом увеличивается. Чаще всего они копируют 6-дюймовые и 12-дюймовые сэндвичи, а также принимают купоны на скидки от Subway, когда покупатели путают магазины.
Кроме того, у известных компаний не всегда бывает возможность проверить качество продукции в поддельных магазинах. Например, Apple не нанимала специальных сотрудников, которые бы следили за подделками в Китае. Со схожей проблемой столкнулись и в Walt Disney. Магазины Disney Stores уже открыты в Китае, однако корпорация пока не объявляла об экспансии на рынок Поднебесной.
Появление поддельных магазинов показывает, что среди китайских покупателей есть неудовлетворенный спрос на продукцию известных марок, объясняет аналитик по розничной торговле консалтинговой компании Monitor Торстен Стокер. У Apple, к примеру, отрыто лишь четыре магазина в Китае. А IKEA не представлена на западе страны, где появились поддельные торговые точки.
Вторая по величине в мире китайская экономика показывает рост, и к 2020 году число домохозяйств среднего класса в стране должно превысить 130 млн против 50 млн в 2010 году, прогнозируют в Boston Consulting Group. Этот фактор подогревает экспансию мировых розничных брендов в китайские города, сообщает Reuters.
Китайское законодательство запрещает местным фирмам копировать внешний вид и атмосферу магазинов других компаний, говорит юрист компании Harris & Moure Дэн Харрис. Однако, по его словам, бизнесмены зачастую игнорируют эти правила.
Китай входит в число участников Парижской конвенции об охране промышленной собственности, отмечает партнер юридической фирмы «Лабзин и партнеры» Максим Лабзин. По этой конвенции китайские власти должны обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, в том числе защиту от смешения в промышленных и торговых делах. Китайское законодательство предполагает, что далее должны последовать запреты дальнейших действий нарушителя, демонтирование вывесок, а также возмещение убытков настоящему правообладателю. Но пока закон в Поднебесной работает неэффективно.
Впрочем, у Китая довольно сильные позиции на мировом рынке, а потому вопросы об исключении Поднебесной из целого ряда международных конвенций пока не ставятся. Но в случае явного копирования бренда ИКЕА власти Китая, скорее всего, встанут на защиту правообладателя, полагает Максим Лабзин. Владельцам «пиратского» магазина ИКЕА, также как и копипастам Apple Store, грозят весьма крупные финансовые убытки и, возможно, уголовная ответственность.