Федеральная таможенная служба России (ФТС) заявила, что российская сторона готова перенести с 1 июля таможенный контроль с российско-казахстанской и российско-белорусской границ на внешний контур Таможенного союза. Уже подготовлен соответствующий указ президента России, заявил в четверг в Минске начальник аналитического управления ФТС России Владимир Ивин на 27-м заседании комиссии Таможенного союза.
Россия слишком поспешно отменяет таможенный контроль на внутренних границах с Белоруссией и Казахстаном, нужно еще как минимум на несколько лет его сохранить
Снятие таможенного контроля с границ между Россией, Белоруссией и Казахстаном создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров по территории государств Таможенного союза в режиме взаимной торговли.
По словам Ивина, глава ФТС подготовил также приказ о ликвидации 16 таможенных организаций и сокращении 3,6 тысячи должностных лиц на внутренних границах со странами Таможенного союза. «Все они получили уведомления о возможном увольнении. В данный момент проходят все организационные мероприятия», – заявил Ивин.
Внешняя таможенная граница – это пределы единой таможенной территории государств – участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз.
Глава таможенной службы России Андрей Бельянинов подчеркнул, что таможенные службы трех стран встречаются ежемесячно, а если необходимо, и два раза в месяц, чтобы снять многие вопросы, связанные с организацией таможенной работы. «Мы стараемся работать на упреждение, и многие нормативные акты мы согласовываем в рамках трех стран», – заявил Бельянинов.
Глава таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский уверил, что никаких препятствий для отмены внутренних таможенных границ в запланированный срок к 1 июля нет, передает ИА «Новости-Казахстан». «Год работы таможенных служб трех стран создал все предпосылки для снятия внутренних границ. Никаких препятствий для снятия таможенных границ нет», – цитирует его агентство. По его словам, сотрудники таможенных служб будут переведены на внешние участки ТС, и Минск планирует реорганизовать таможенную службу.
Таможенная служба Казахстана также переводит своих сотрудников с российско-казахской границы на южную границу ТС, заявил глава таможенной службы Казахстана Серик Баймагаметов. «Таким образом, мы серьезно укрепили таможенные пункты на южной границе Таможенного союза», – цитирует его слова РИА «Новости».
Между тем от Минфина и Минэкономразвития России поступили возражения: ведомства считают издание указов и постановлений о снятии контроля с внутренних границ ТС и переносе их на внешние контуры преждевременным до подписания документов о создании единой таможенной территории без изъятий. Об этом сказал сам Владимир Ивин.
Россия слишком поспешно отменяет таможенный контроль на внутренних границах с Белоруссией и Казахстаном, нужно еще как минимум на несколько лет его сохранить, считает ведущий научный сотрудник Института торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский.
«Это нужно не только для того, чтобы обезопасить страну от притока контрафактной продукции. Ведь есть некие исключения из списка товаров, по которым таможенная пошлина переносится на внешний контур ТС. Не 100% товаров попадают под общие правила Таможенного союза. К примеру, в Белоруссию товар может ввозиться беспошлинно, а в России он облагается пошлинами. Российская таможня должна быть уверена, откуда ввезен товар», – говорит Алексей Портанский. К примеру, через Белоруссию и Казахстан в Россию могут начать ввозиться партии молдавского вина, запрещенные для ввоза в Россию.
«В ЕС Таможенный союз был создан в 1968 году, а таможенный контроль на внутренних границах сохранялся у них до середины 90-х годов. И это правильно, потому что есть масса разных случаев, когда такой контроль нужен», – приводит довод эксперт.
Портанский говорит именно о сохранении таможенного контроля на внутренних границах ТС. «Это не означает, что нужно взимать таможенную пошлину на внутренних границах со странами ТС, таможенную пошлину вполне можно перенести на внешний контур», – поясняет эксперт.
Не исключает возрождения схем «серого» импорта и ухода от налогов за счет реэкспорта товаров и услуг и эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. «Контроль будет возможен только при полной координации усилий таможенников трех стран, но будет ли эта координация реальной и действенной, пока неясно. В этом союзе у каждой страны свои интересы», – считает эксперт.
По его мнению, от снятия таможенного контроля на внутренних границах ТС основной пострадавшей стороной может стать Россия. В первую очередь, может пострадать российская сельскохозяйственная отрасль, в частности, молочная продукция и зерновые.
«Учитывая прошедшую девальвацию в Белоруссии, сельскохозяйственная отрасль этой страны становится намного более конкурентоспособной по сравнению с российской. Предпринимаемые российскими ведомствами меры по ограничению проникновения этой продукции на российский рынок теперь не смогут быть использованы», – отмечает Филимонов.
Для Белоруссии также откроется российский рынок подержанных автомобилей. Несмотря на сглаживание цен в последние месяцы, в Минске цена авто еще на 15–20% дешевле московской, замечает эксперт. «Разница в таможенных пошлинах на экспортно-импортные товары может привести к тому, например, что дешевая обувь низкого качества будет попадать на наши рынки, существенно обогащая наших казахских соседей, но вымывая рынок отечественных производителей», – предупреждает Филимонов.
Напомним, пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза был подписан 27 ноября 2009 года. В Таможенный союз кроме России входят также Белоруссия и Казахстан. Украина предложение вступить в союз пока игнорирует. Согласно договоренностям, с 1 января 2010 года вступил в силу единый таможенный тариф. Сам Таможенный союз был запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса 1 июля 2010 года.
Режим зачисления и распределения единых пошлин действует с 1 сентября 2010 года. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский – 7,33%, в белорусский – 4,7%.