Президент России Дмитрий Медведев и глава Белоруссии Александр Лукашенко провели во вторник телефонный разговор. По словам Лукашенко, позвонил российский президент.
Эта сумма используется исключительно для того, чтобы сбить валютный ажиотаж и успокоить людей в нашей стране, потому что реально ситуация накаляется не по дням, а по часам
Пресс-служба президента Белоруссии сообщила, что в центре внимания президентов стал вопрос оказания кредитной поддержки для стабилизации валютного рынка Белоруссии.
Лукашенко заявил, что Россия готова предоставить Белоруссии кредитную поддержку более чем на 6 млрд долларов. По его словам, президент Медведев пообещал ему кредит в размере 3,1 млрд долларов, при этом еще 3 млрд – «это будущие продажи наших товаров». «Итого получается 6 с лишним млрд долларов – этого достаточно в этом году, не только для стабилизации, но и для того, чтобы иметь солидные золотовалютные резервы», – успокаивает население страны Лукашенко.
Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович уточнил, что 6 млрд долларов включают два момента. Во-первых, Минск практически договорился с Москвой о выделении кредитной поддержки со стороны России на 3–3,5 млрд долларов «на выгодных условиях».
Во-вторых, «есть еще предложения, и они фактически одобрены президентом, по получению соответствующих валютных кредитов под будущие товарные поставки. В итоге цена вопроса – 6-6,5 млрд долларов», – заявил Мясникович. По его словам, все эти вопросы реально решить в течение ближайших месяцев.
Источник во властных структурах России пояснил «Интерфаксу» заявление о предоставлении Москвой кредитной поддержки Минску так: «Речь идет о возможности предоставления кредита до 1 млрд долларов из Антикризисного фонда (ЕврАзЭС) и приобретения контрольного пакета Белтрансгаза Газпромом».
Министр финансов Алексей Кудрин уточнил, что именно входит в озвученную Лукашенко сумму 6 млрд долларов от России. Во-первых, это 3 млрд долларов от ЕврАзЭС в течение трех лет и 3 млрд долларов, которые Минск должен выручить в этом году от приватизации.
Предполагается, что из антикризисного фонда ЕврАзЭС Белоруссии может быть предоставлен кредит в 2011 году на 1 млрд долларов, еще по 1 млрд долларов – в 2012-м и 2013 годах. При этом Москва не рассматривает возможность выделения кредита Белоруссии из своего бюджета, речь идет только о кредитовании из антикризисного фонда ЕврАзЭС, говорил ранее Кудрин.
#{smallinfographicleft=398276}Переговоры о предоставлении Белоруссии российского кредита действительно могут быть завершены в ближайшие дни, подтвердил во вторник министр финансов. «Сегодня мы услышали, что после телефонного разговора Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым было сказано о том, что в принципе достигнуты договоренности и Белоруссия готова получить кредит. Это означает, что ранее сформулированные условия антикризисного фонда мы считаем в целом принятыми, и это может означать возможность завершения переговоров в ближайшие дни», – цитирует главу Минфина «Интерфакс».
По его словам, в четверг в Минск отправится премьер-министр России Владимир Путин, и, возможно, там удастся окончательно уточнить все детали. После этого должна пройти стандартная процедура антикризисного фонда с участием других членов Совмина фонда – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении. Решение может быть принято только в таком составе, подчеркнул министр финансов.
Кудрин отметил, что одним из ключевых индикаторов, который будет отслеживаться при выдаче Белоруссии кредита, станет снижение текущего счета платежного баланса страны.
«Предполагается, что для поддержания платежного баланса будет приватизирован ряд активов: белорусская сторона будет сама устанавливать, какие это активы, в какие сроки. Исходя из потребностей этого года, это примерно около 3 млрд долларов», – заявил Кудрин, добавив, что эта сумма должна быть выручена от приватизации в этом году. Он добавил, что эти активы должны приватизироваться на общих условиях, и участие в этой приватизации смогут принять инвесторы из любых стран.
Между тем с приватизацией дела у Белоруссии идут не гладко. Два главных госактива, которые можно было бы приватизировать достаточно быстро, – это Белтрансгаз и МАЗ. На эти активы имеются покупатели из России. 50% госдолю Белтрансгаза может докупить Газпром, которому уже принадлежат другие 50% акций предприятия.
Российский КАМАЗ предлагает объединиться с МАЗом на базе холдинга «Росбелавто», который мог бы составить конкуренцию на мировых рынках. «Получается пока не очень», – говорил по поводу слияния КАМАЗа и МАЗа в конце апреля посол России в Белоруссии Александр Суриков. «В первую очередь побаиваются белорусские партнеры. Боятся, что купим и унесем. У российского бизнеса тоже есть опасения: войдем, заплатим, а они введут «золотую» акцию», – пояснил ситуацию Суриков.
По неофициальной информации, непонимание возникло из-за возросших аппетитов российской стороны, которой оказалось мало 49% МАЗа в объединенном холдинге, и она захотела фактически поглотить белорусское предприятие. Теперь МАЗ якобы ищет стратегического инвестора среди иностранных компаний, рассматривая, в частности, Iveco, Daimler и Cummins.
Что касается Белтрансгаза, то в 2007–2010 годах Газпром уже выкупил 50% долю белорусского предприятия частями за 2,5 млрд долларов. Тогда Белтрансгаз оценивался в 5 млрд долларов. В апреле этого года Белоруссия заявила, что готова продать 50% госдоли Белтрансгаза и возможным покупателем этих акций видит Газпром. Однако Газпром соглашаться на сделку не спешил. Все активы Белтрансгаза российская компания оценивает теперь всего в 69 млрд рублей (порядка 2,3 млрд долларов).
Как писала газета ВЗГЛЯД, недавно Газпром де-факто признался в том, что инвестиции в белорусскую газовую монополию были экономически нецелесообразны. Из-за сложной ситуации в экономике страны газовый актив обесценивается. Это подтверждается тем, что Газпром увеличил резерв под обесценивание инвестиций в акции Белтрансгаза.
Ранее в этом же ключе высказался и вице-премьер Игорь Сечин, который заявил, что новых акций Белтрансгаза России не надо, потому что даже в нынешних 50% нет «большого экономического смысла» для Газпрома, он и так переплатил.
Правда, во вторник источник во властных структурах в Москве заявил, что Россия все-таки может купить контрольный пакет акций Белтрансгаза при оказании финансовой помощи Белоруссии.
«Сумма в 6 млрд долларов живыми деньгами кажется абсолютно нереальной», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. «Эта сумма используется исключительно для того, чтобы сбить валютный ажиотаж и успокоить людей в нашей стране, потому что реально ситуация накаляется не по дням, а по часам, – считает эксперт. – Если недавно курс рубля, по которому торгуются по безналичному расчету на рынке, был 4500, то сегодня уже 6500–7000, то есть в два с половиной раза больше, чем официальный курс Нацбанка Белоруссии».
«Это последствия бездействия и бездарного руководства Нацбанка и правительства Белоруссии в последние две недели», – считает эксперт. Белоруссии нужны живые деньги для стабилизации ситуации на валютном рынке. «Любые другие формы расчетов, даже покупка акций – это не дело сегодняшнего дня», – добавляет он.
Москва может предоставить Минску такую большую сумму кредита только под залог определенных акций так называемого «фамильного серебра», считает Романчук. «Безусловно, деньги Белоруссии нужны, но если деньги придут на таких условиях, то максимум через два года российскому бизнесу будет принадлежать практически весь сколько-нибудь привлекательный коммерческий бизнес в Белоруссии. Если белорусская сторона пойдет на такие условия, это, по сути дела, станет первым шагом и к ведению российского рубля, и в целом к воспроизведению российских институтов экономического и политического правления в Белоруссии», – считает эксперт.
Тем временем Белоруссия надеется также на кредитную поддержку от МВФ. По крайней мере, Минск не исключает возможного обращения за помощью в МВФ, заявил Мясникович. Однако получение поддержки от Международного валютного фонда – долгий процесс, не скрывает он.
Эксперты говорили газете ВЗГЛЯД, что в условиях замороженных отношений с Западом получение положительного решения по кредиту кажется сомнительным. Напомним, что в 2008 году МВФ выделил кредит на 2,5 млрд долларов в ответ на обещание белорусского правительства провести реформы, но деньги были проедены, а реформы – не сделаны.