В среду состоялись переговоры представителей министерства энергетики Литвы и Газпрома, сообщает пресс-служба газового концерна. В ходе встречи состоялся конструктивный диалог по всем вопросам взаимоотношений. По итогам стороны договорились о продолжении дружественных переговоров.
Газпром и правительство Литвы договорились о продолжении дружественных переговоров
Газпром собирался судиться с правительством Литвы из-за ситуации вокруг импортера газа Lietuvos dujos. Российский газовый концерн уверен, что требования Вильнюса о снижении цены на газ необоснованны.
Председатель правлений Газпрома Валерий Голубев заявлял, что правительство Литвы проиграет в любом суде. По его словам, никакого нарушения обязательств не было. Формула цены была принята литовским правительством в 2008 году, до применения третьего энергопакета. В 2009 и 2010 годах Газпром не пытался ухудшить положение Литвы. В то же время, подчеркнул топ-менеджер, «литовская сторона нарушала свои обязательства – не выбирала законтрактованные объемы газа».
Валерий Голубев возмутился требованиям Литвы снизить цены на российский газ. Он напомнил, что, например, контракт с Украиной остается неизменным и формула в нем не пересматривается.
Напомним, что в начале марта Литва пригрозила Газпрому международным разбирательством, если российская госмонополия в течение 60 дней не установит для нее «справедливые» цены на газ. По данным литовского правительства, тысяча кубометров газа обходится стране почти на 100 долларов больше, чем, например, Германии.
Литовский министр энергетики Арвидас Секмокас считает, что о нарушениях сигнализирует то, что Литве газ поставляли по цене примерно на 15% выше, чем «соседним странам». Цены Газпрома нарушают соглашение, которое было достигнуто при приватизации главной газовой компании Литвы Lietuvos dujos, пояснил министр, добавив, что Газпром своей ценовой политикой оказывает «политическое и экономическое давление» на литовское правительство.
В частности, в договоре о приватизации Газпром обязуется поставлять Литве газ по справедливой цене, то есть в ней не должны отражаться политические факторы. Это обязательство означает, что Газпром не должен дискриминировать литовских потребителей, отметили в литовском минэнерго.
Газпрому принадлежит 37,06% акций Lietuvos dujos, германскому концерну E. ON Ruhrgas International – 38,9%, правительству Литвы – 17,7%. Литва решила принудительно разделить поставку и сбыт газа компанией Lietuvos dujos.
Газпром и E. ON Ruhrgas выступили против изъятия магистральных газопроводов из собственности компании, объявив это нарушением договора о приватизации. При этом Третья газовая директива ЕС предусматривает возможность для государств с изолированным рынком природного газа, таких как Литва, воспользоваться отсрочкой от применения положений директивы до того времени, пока не будут найдены дополнительные источники поставок газа на рынок.
По словам управляющего партнера ГК «Содействие бизнес проектам» Ольги Пономаревой, Литва – единственная страна в Прибалтике, которая долгие годы и с увлечением ведет войны с Газпромом, но при этом не имеет альтернативного поставщика газа. Самым весомым аргументом Литвы в суде мог бы стать договор о приватизации и то, что у соседей: Эстонии и Латвии – цена газа ниже. При этом критерии оценки справедливой цены неясны. Но если они все-таки установлены в договоре приватизации, то на них, безусловно, можно было ссылаться в суде.
«Конфликт правительства Литвы с Газпромом вступил в такую стадию, когда нужно вмешательство третьей стороны, чтобы определить конкретность понятия «справедливая цена». Следует учитывать, что на сегодняшний день бюджет Газпрома составляет 10 годовых бюджетов Литвы», – говорит Ольга Пономарева.
Конфликт Газпрома и правительства Литвы демонстрирует противоречие между энергетической политикой Европейского союза и российским поставщиком газа, отмечает юрист фирмы «ЮКАТЭС» Сергей Гаврилов. Третья газовая директива ЕС 2009 года, на которую опирается Литва, направлена на либерализацию энергетического рынка, разделение активов и помощь мелким игрокам действовать более конкурентно. Однако Газпром действует в соответствии с согласованной долгосрочным международным контрактом формулой цены.
«Если бы судебный процесс начался, Международный коммерческий арбитраж, скорее всего, удовлетворил бы требования Газпрома по действующему контракту, – говорит Сергей Гаврилов. – При этом Литва могла подать параллельные иски в юрисдикциях Европейского союза, которые могли привести к затягиванию процесса, применению обеспечительных мер в виде запрета распоряжаться активами».
Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова считает, что в этой игре правда на стороне Газпрома и снижение цен на топливо возможно лишь в обмен на какие-либо уступки литовского правительства. С другой стороны, конфликты совсем не красят газового монополиста в глазах стран ЕС, вследствие чего он мог бы отойти от принципов и пожертвовать 160 млн долларов разницы, которую получает от сохранения максимально высоких цен для Литвы.