«Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс Шереметьево и Внуково», – заявил сегодня премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросу развития авиатранспортного узла, передает «Интерфакс». По его словам, оценочная стоимость единого комплекса Шереметьево и Внуково составит «несколько десятков миллиардов рублей».
Стоимость объединенного актива «Шереметьево-Внуково» может составить 70–80 млрд рублей без учета терминала «Аэрофлота» в Шереметьево
«Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока», – заметил премьер.
Аэропорт Шереметьево на 100% принадлежит правительству России, а аэропорт Внуково – на 75% правительству Москвы (остальные акции – у частных акционеров). Как рассказал Путин, государство планирует выкупить долю города во Внуково за 45–50 млрд рублей, после чего и произойдет объединение с Шереметьево. Деньги будут выделены городу Москвы из федерального бюджета. Московское правительство намерено их потратить на развитие метрополитена.
Затем правительство России хочет приватизировать единый аэропортовый комплекс. «У государства нет цели вечно сидеть в этих активах, этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать», – заявил премьер.
Государство в будущем может отказаться от контроля в объединенной компании «Шереметьево-Внуково», заявил также министр транспорта Игорь Левитин.
Разговоры об объединении московских аэропортов начались еще летом прошлого года. Идея принадлежала первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который опирался на заключение «Тройки Диалог» и Credit Suisse. Инвестбанки посчитали, что «принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами».
Изначально предлагалось объединить все три аэропорта. Однако договориться с Домодедово сложнее, так как этот аэропорт управляется частными акционерами.
С владельцем аэропорта Внуково – правительством Москвы – договориться не составило труда. Когда осенью 2010 года сменился столичный градоначальник, одно из первых заявлений Сергея Собянина было о приватизации аэропорта Внуково. Стоит отметить, что Минтранс изначально выступал против идеи Шувалова объединить московские аэропорты. В ведомстве считали, что надо сохранить конкуренцию между тремя московскими аэропортами. Однако премьер-министр примирил позиции мэрии и Минтранса по этому вопросу.
Аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго не видит большой синергии в объединении двух аэропортов. «Теоретически плюсом от объединения могла бы стать возможность единого комплекса предложить более интересную ценовую политику по сравнению с Домодедово и привлечь новые авиакомпании, – говорит эксперт. – Ранее наблюдался массовый отток перевозчиков в аэропорт Домодедово. Однако связано это было все-таки не с ценовой политикой Шереметьево и Внуково, а с более высоким качеством обслуживания, которое предлагал аэропорт Домодедово».
Объединение двух аэропортов теоретически могло бы дать им возможность лучше бороться с перезагрузкой, переправлять трафик из одного аэропорта в другой. Однако самым загруженным на данный момент является как раз частный аэропорт Домодедово, а не государственные аэропорты, добавляет эксперт.
По оценке эксперта, стоимость объединенного актива «Шереметьево-Внуково» может составить 70–80 млрд рублей без учета терминала «Аэрофлота» в Шереметьево. В декабре 2010 года пакет правительства Москвы в аэропорте Внуково (75%) был оценен в 27 млрд рублей. Аудиторская компания Ernst&Young оценила международный аэропорт Шереметьево в 53 млрд рублей, а «аэрофлотовский» терминал D – в 10,7 млрд рублей, сообщал ранее «Интерфакс».
«Как положительный сигнал можно рассматривать и желание государства в будущем приватизировать объединенную компанию. Если посмотреть на динамику развития частного аэропорта Домодедово и государственных Внуково и Шереметьево, то станет понятно, что частное управление оказалось намного успешней», – говорит собеседник.
До 2005 года главными воротами страны был аэропорт Шереметьево. Однако из-за задержки строительства третьего терминала его мощности стали не выдерживать роста авиаперевозок, и из Шереметьево начали уходить авиакомпании. Только с 2001-го по 2008 год из Шереметьево в Домодедово перебазировалось 11 авиакомпаний, в том числе немецкая Lufthansa.
Вскоре именно частный аэропорт Домодедово стал главными воздушными воротами России и остается ими до сих пор. Так, в 2010 году Домодедово перевезло 22,2 млн человек, Шереметьево – 19,3 млн, а Внуково – 9,4 млн.
В общей сложности три аэропорта московского авиаузла перевезли в прошлом году 51 млн человек. К 2020 году, по словам Путина, все три аэропорта должны увеличить пропускную способность в два раза – до 100 млн пассажиров в год.
На совещании премьер решил также спорный вопрос – где строить третью взлетно-посадочную полосу на 3200 м. Правительство настояло на своем – третья полоса будет построена в аэропорту Шереметьево. Хотя на это ранее претендовало и Домодедово. По словам Путина, строительство новой полосы должно начаться в самое ближайшее время – в начале следующего года. Во Внуково в 2012 году должна уже завершиться реконструкция взлетно-посадочной полосы.
Интересно, что ранее генеральный директор Шереметьево Михаил Василенко оценивал строительство третьей ВПП в аэропорту в 25–28 млрд рублей. Теперь стоимость выросла до 40 млрд рублей. Процесс усложняется вырубкой леса и необходимостью переселять близлежащие деревни. При этом в Домодедово земли уже зарезервированы под 10 полос, а стоимость строительства, по предварительным расчетам, была бы на 40% ниже.