Во вторник компания «Евросеть» объявила о намерении провести IPO на бирже LSE в Великобритании. Это означает, что еще одна российская корпорация в секторе высоких технологий размещает свои бумаги не в РФ, а на Западе.
В России нет привычки входить в инновационные компании. Привычка входить в Газпром есть
О том, стоит ли ожидать IPO крупных российских компаний на ММВБ в этом году, а также о том, будут ли высокотехнологичные компании пользоваться спросом у инвесторов, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент ММВБ Геннадий Марголит.
ВЗГЛЯД: Не так давно Волошин заявил о том, что точкой отсчета становления Москвы финансовым центром можно будет считать проведение IPO крупной компании на ММВБ. Есть ли сейчас условия для этого?
Геннадий Марголит: Это очень правильная мысль. Собственно говоря, это и происходит. Крупные компании выходят на рынок. Просто у IPO есть своя динамика. Так, кризис все IPO убивает, когда рынок падает, то компаниям неинтересно размещаться. С другой стороны, инвесторы не торопятся входить на фондовый рынок, предпочитая уходить в золото или другие защищенные активы. Сейчас страна начала выходить из кризиса, и процесс IPO стал восстанавливаться. Если в 2009 году было две сделки, в 2010 году уже порядка 12 компаний вышли на публичный рынок. Понятно, что это небольшие компании. Кстати сказать, именно «Рынок инноваций и инвестиций» этому поспособствовал. Это площадка, являющаяся частью ММВБ, которая служит выходом для небольших компаний. В этом году мы ожидаем рост размещений на ММВБ. Кроме того, ожидаем выход крупных компаний.
ВЗГЛЯД: Их будет больше, чем в 2010 году?
Г.М.: Да, их будет больше, однозначно. По оценкам аналитиков, порядка 30 млрд долларов будет общий размер сделок по IPO. Из этой суммы порядка 10 млрд – это государственные планы по приватизации. Понятно, что это будет достигаться крупными компаниями.
ВЗГЛЯД: А какие это компании?
Г.М.: Я бы предпочел говорить пока о размещении небольших компаний, только по «Рынку инноваций и инвестиций». Просто хочу сказать, что IPO крупных компаний на ММВБ – это реальность. Есть тому убедительные примеры. Вспомните тот же Сбербанк.
Есть, конечно, мотивы размещаться на западных и азиатских площадках. Есть такая тенденция, сейчас модно входить в Лондон, но в ближайшее время ситуация поменяется, и компании будут размещаться в России. Абсолютно уверен, что крупные компании будут размещаться здесь, им просто некуда деваться.
Если говорить о высокотехнологичных компаниях, то здесь сложнее. Дело в том, что Россия воспринимается как сырьевая страна и иностранный инвестор сразу идет за сырьевой компанией. Если компания высокотехнологичная, то сразу возникает ряд вопросов. Наша задача сейчас в том, чтобы иностранные инвесторы все-таки поменяли свою точку зрения. Если компания выходит из России, то она может быть интересна. И Mail Group это подтверждает. Жалко, конечно, что эта компания не разместилась у нас, а в Лондоне.
ВЗГЛЯД: Почему компании выбирают западные и азиатские площадки? У нас же процесс выхода на биржу дешевле.
Г.М.: Вопрос издержек важен, но он не единственный. Все зависит от компании. Чем меньше компания, тем больше издержки выхода на западную площадку. Именно поэтому небольшие высокотехнологичные компании размещаются в России. Для крупных компаний издержки тоже чувствительны, но кроме издержек их интересует продаться подороже, чтобы были ликвидность и большой оборот.
ВЗГЛЯД: А инвестиционный спрос на российские инновационные компании заметен? Вообще как инвесторы относятся к таким компаниям на рынке? Какое у них настроение?
Г.М.: Как показывает опыт с Mail Group, спрос есть. Но надо сказать, что инновационным компаниям сложно, тем более если они небольшие. В России нет привычки входить в инновационные компании. Привычка входить в Газпром есть. Но поскольку Газпром уже дорогой, то инвестору интересно что-то новенькое. Здесь нельзя ответить однозначно, что спрос есть. Правильнее сказать, что он формируется. Одно размещение тянет за собой другое, постепенно расширяется круг инвесторов, появляется круг профессиональных посредников, которые занимаются инноватикой. Постепенно полянка будет расширяться.
ВЗГЛЯД: Для иностранного инвестора одним из самых важных факторов покупки является прозрачность компании. Как с этим обстоят дела у российских инновационных компаний?
Г.М.: Оценить очень сложно. Дело в том, что те компании, которые вышли на публичный рынок, уже этот фильтр прошли. Они уже прозрачные, публичные, рентгеном просвеченные. Но есть огромный пласт компаний, у которых есть проблемы с этим, с ними надо работать. Здесь им надо выбрать: что лучше – сидеть в тени и понижать свои издержки за счет налогообложения или становиться публичными и прозрачными и получить шанс на развитие. Думаю, что маятник склоняется в сторону публичности и прозрачности.
ВЗГЛЯД: Есть ли статистика, которая показывала бы, сколько компаний доживает до публичного выхода с момента стартапа?
Г.М.: Да, такая статистика есть. Если говорить о венчурных, то порядка 10–15%. Дело не в том, что они не доживают. Речь идет о том, что выход на рынок происходит не только через публичное размещение: выкупает менеджер, стратег, еще кто-то. На публичный рынок выходят самые сильные, смелые и крупные. Пускай это 10%, но это лучшие. Кроме того, те, кто не вышел, они все равно хотели же выйти, просто по каким-то причинам это не произошло. Думаю, что у нас эта доля будет выше, потому что мы в очень сильной увязке работаем с институтами развития, венчурными инвесторами. У нас в этом есть прямой шкурный интерес, чтобы больше компаний выходило потом на ММВБ.
ВЗГЛЯД: Сколько инновационных компаний торгуется на ММВБ?
Г.М.: Капитализация составляет 33 млрд долларов – это 3,3% от общего объема ММВБ, поскольку капитализация рынка составляет примерно 1 трлн долларов, на площадке Рынка инноваций и инвестиций всего 13 компаний.