В Японии находятся поставщики комплектующих для различных международных компаний, в частности, для производителей автомобилей и мобильных телефонов. Некоторые западные концерны уже начали предупреждать о возможных сбоях в производственных цепочках из-за событий в Японии, передает The Financial Times.
Большинство заводов в Японии, которые поставляют за рубеж различные комплектующие, непосредственно от землетрясения или цунами не пострадали. Однако большинство проблем возникает не из-за физического уничтожения производственных мощностей в Японии, а из-за проблем с транспортом и перебоев в энергоснабжении, которые снижают объемы выпуска продукции, говорит глава управления рисками поставок Marsh Risk Consulting Гэри Линч.
Большинство проблем возникает не из-за физического уничтожения производственных мощностей в Японии, а из-за проблем с транспортом и перебоев в энергоснабжении
«Международные компании должны понимать, что производство в Японии может быть нарушено в течение длительного времени», – предупреждает эксперт. Перебои поставок комплектующих из Японии в первую очередь ударят по автомобильной и сталелитейной промышленности, а также по компаниям, работающим в сфере высоких технологий по всему миру, считает эксперт.
Первой о возможных проблемах из-за ситуации в Японии заявила американская General Motors, которая закупает часть комплектующих в этой стране. С понедельника GM уже пришлось вдвое сократить объемы выпуска машин на заводе в Луизиане из-за нехватки японских запчастей. Между тем американский концерн успокаивает, что существующих запасов автомобилей достаточно для удовлетворения потребительского спроса.
Шведская Volvo Cars, в прошлом году создавшая СП в Японии, заявила, что запасов комплектующих, которые поставляются из этой страны, хватит лишь на неделю. Если поставки этих запчастей не будут возобновлены в ближайшее время, производство автомобилей может серьезно пострадать, говорят в компании. Нехватка комплектующих, завозимых из Японии, может негативно сказаться и на работе концерна Volkswagen, второго по величине производителя автомобилей в мире.
Исполнительный директор VW Мартин Винтеркорн считает, что в ближайшие несколько недель от дефицита комплектующих могут пострадать европейские продажи концерна. «Нас это беспокоит, и мы следим за ситуацией каждый день», – говорит Винтеркорн.
Землетрясение в Японии может прервать поставки компонентов для Sony Ericsson, совместного предприятия японской Sony и шведской Ericsson. Компания уже начала искать альтернативных поставщиков за пределами Японии. Перебоев с поставками некоторых компонентов ожидают и в финской Nokia, говорят источники газеты. В 2010 году около 15% всех комплектующих компания получала из Японии.
Американская Apple закупает в Японии микросхемы флэш-памяти и сверхтонкие аккумуляторы, используемые в iPad 2. У компании могут возникнуть трудности с поставками этих запчастей, а найти замену не так-то просто.Около трети деталей для нового самолета Boeing Dreamliner и еще множество компонентов для других производимых Boeing авиалайнеров поступают из Японии. Американская авиастроительная корпорация серьезно задумалась, как минимизировать ущерб от возможных перебоев с поставками комплектующих.
Между тем многие производители, в частности Intel, Qualcomm, Motorola Mobility и Research in Motion, настроены более оптимистично: проблем с поставками и негативного влияния на производства из-за катастрофы в Японии не будет.
Тем временем катастрофа в Японии сказалась и на российском АвтоВАЗе, хотя компания и не возит комплектующие из этой страны. Зато АвтоВАЗ вел переговоры с альянсом Renault – Nissan о продаже своих акций. В частности, Nissan хотел приобрести в 2011 году 10% акций АвтоВАЗа у «Тройки Диалог» и Ростехнологий. После проведения всех этапов допэмиссии альянс Renault – Nissan готов был получить контрольный пакет в АвтоВАЗе (сейчас владеет 25%).
Теперь из-за событий в Японии Nissan приостановил переговоры с российским автоконцерном, сообщил в пятницу глава Ростехнологий Сергей Чемезов. Напомним, что из-за землетрясения и цунами Nissan пришлось остановить три из четырех сборочных заводов в Японии. По подсчетам Goldman Sachs, остановка производств обойдется японской компании в 2 млрд иен.
Природная стихия нанесла сильнейший удар по экономике Японии. Спустя два дня после землетрясения и цунами в Японии американская организация AIR Worldwide оценивала убытки страны в 34,6 млрд долларов без учета разрушения общественных зданий, инфраструктуры, линий электропередач, канализации и движимого имущества. Однако уже тогда было понятно, что эта цифра будет расти.
Спустя пять дней после трагедии экономисты Reuters оценили ущерб экономики Японии от землетрясения в 200 млрд долларов, что равно почти 3% ВВП Японии. При этом при оценке убытков не учитывалась неоднозначная ситуация на АЭС «Фукусима».
По оценке японской финансовой компании Nomur на 17 марта, материальные убытки от стихии в Японии могут составить 159 млрд долларов (12,7 трлн иен). В пятницу американская 3М (на Японию приходится почти 9% от объема продаж этой компании) подсчитала, что затраты на восстановительные работы в Японии могут достигнуть 150 млрд долларов.
Стихия накрыла и фондовый рынок, ударив по капитализации многих японских компаний, а японская иена в четверг достигла рекордного максимума к доллару США со времен Второй мировой войны.