В Минске всерьез отнеслись к идее объединения российского КамАЗа и Минского автомобильного завода (МАЗ). Впрочем, у Белоруссии свое видение того, каким образом должно происходить слияние. Подробностями в среду поделился первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко.
Затем мы как на весах взвесим: как гири положим проценты различных предприятий, чтобы с двух сторон получить паритет
«Поступило предложение от Ростехнологий о создании холдинга «Росбелавто». Ростехнологиям принадлежит 49,9% КамАЗа, доля в Усть-Катавском и Ярославском заводах», – заявил чиновник.
По словам Семашко, госкорпорация готова передать эти пакеты управляющей компании. «Они также заинтересованы, чтобы МАЗ внес в эту компанию паритетные пакеты, – уточнил Семашко. – Я считаю, что это полезное дело, это позволит противостоять внешней конкуренции».
Сама идея создания холдинга весьма логична, считает первый вице-премьер. Во-первых, стороны могут производить комплектующие, которые могут использоваться для взаимного обмена. А во-вторых, объединенная компания будет иметь единую сервисную и сбытовую сеть.
Новость о том, что Россия сделала официальное предложение Белоруссии о покупке Минского автомобильного завода, появилась накануне.
«(Предполагается, что) Белоруссия получит пакет акций в КамАЗе, будет проведена небольшая допэмиссия, доли участников немного размоются», – рассказывал журналистам глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Тогда же он пообещал обсудить этот вопрос вечером на встрече с Владимиром Семашко.
Остальные акционеры КамАЗа, в том числе Daimler и Европейский банк реконструкции и развития, по словам главы Ростехнологий, уже дали предварительное согласие на размытие своих долей. Оценка МАЗа еще не проводилась, сказал Чемезов, отметив, что вряд ли Белоруссия получит в КамАЗе больше 25% акций. Белоруссия ранее оценила МАЗ в 2,5 млрд долларов.
Между тем со слов Семашко выходит, что речь идет вовсе не о покупке Россией завода МАЗ, а о передаче определенного пакета акций (белорусских и российских промпредприятий – прим.) на паритетных условиях. Белоруссия не намерена расставаться более чем с 49% МАЗа, подчеркнул он. На конкурсной основе будет выбрана независимая компания, которая проведет оценку активов в Белоруссии и России, предлагаемых для участия в холдинге. В перечень белорусских предприятий помимо МАЗа может войти ОАО «Белшина».
«Будет оценена рыночная стоимость как российских предприятий, так и белорусских предприятий. Затем мы как на весах взвесим: как гири положим проценты различных предприятий (из списка – прим.), чтобы с двух сторон получить паритет. Здесь 1 млрд долларов стоимости акций, там 1 млрд», – цитирует Семашко «Интерфакс». По его словам, «должна пройти такая притирка, чтобы не ущемлялись права одной из сторон». У Белоруссии, как заметил Семашко, уже есть опыт взаимодействия с российской стороной с равными долями в собственности (продажа акций Белтрансгаза).
То, что оценка будет проводиться независимо, в теории является положительным фактором с точки зрения непредвзятости результатов, комментирует аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада. Также разумно равноправное партнерское участие сторон в структуре капитала холдинга. Проблема в том, что обязательное включение в список «других активов» и невозможность России получить не то что 100% капитала МАЗа, но и даже контрольного пакета могут попросту сорвать сделку, считает он.
«У каждой из сторон есть поле для маневров: с российской стороны это минимальный пакет МАЗа, который будет расценен как достаточный. Со стороны Минска – возможность торговаться по цене предлагаемого пакета и включение дополнительных активов», – рассуждает Лобада. При этом аналитик подчеркивает: если Минск будет настаивать на продаже не более 49% пакета, то сделка может не состояться вовсе.
В любом случае стоит ждать еще множества разных контрпредложений с обеих сторон, добавляет он.
По мнению гендиректора субхолдинга AsstrА Transport Олега Гребенько, принципиальная разница в заявлениях Чемезова и Семашко очевидна. «Предложение первого больше походит на возможность поглощения МАЗа КамАЗом (не более чем блокирующий пакет акций КамАЗа в обмен на 100% акций МАЗа). Второй говорит о паритетных условиях, – отмечает эксперт. – Эти заявления можно воспринимать как объявление стартовых позиций, с которых стороны готовы начинать переговоры и искать компромисс».
Во многом успех переговоров будет зависеть от того, удастся ли переговорщикам найти оценщика, который устроит обе стороны, полагает он.
На первый взгляд это скорее политическая сделка, отмечает директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. «В долгосрочной перспективе обеим компаниям нужны новые западные технологии. Может быть, вместе найти их будет легче», – говорит он. Ростехнологии являются основным акционером КамАЗа с долей 49,9%, концерну Daimler принадлежит 11% акций, «Тройке Диалог» – 27,26%, ЕБРР – 4%. Минский автомобильный завод на 100% принадлежит Белоруссии.
МАЗ выпускает грузовики того же размера и ценового диапазона и является основным конкурентом КамАЗа на российском рынке. В частности, под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций.
По состоянию на вечер вторника капитализация КамАЗа на ММВБ составляла порядка 2,02 млрд долларов. В 2010 году КамАЗ выпустил 34 тыс. автомобилей. Для сравнения: за девять месяцев прошлого года МАЗ выпустил 7,7 тыс. грузовиков и шасси к ним (данные «АСМ-Холдинга»).