Газпром и министерство национальной инфраструктуры Израиля изучают возможность сотрудничества по дистрибуции и экспорту израильского газа в третьи страны, сообщил первый вице-премьер России, глава совета директоров российской монополии Виктор Зубков.
За последние годы Израиль совершил два крупных открытия на средиземноморском шельфе
По его словам, Газпром также заинтересован в изучении проектов по участию российской компании в развитии внутренней газовой инфраструктуры в Израиле, передает РИА «Новости».
Виктор Зубков отметил, что в сфере энергетики считает перспективным двустороннее сотрудничество по таким направлениям, как разработка газовых месторождений на шельфе Израиля, поставка паровых турбин и турбогенераторов для электростанций и совместная разведка и разработка нефтяных месторождений.
В прошлом году Виктор Зубков сообщал, что Газпром будет участвовать в геологоразведке и разработке газовых блоков на шельфе Израиля. При этом в Газпроме сообщали, что планируют создать совместное предприятие для разработки израильского газового шельфа.
Ранее Газпром рассматривал Израиль как одного из своих покупателей. Российская монополия изучала возможность строительства ответвления трубопровода «Голубой поток – 2» в Израиль. Однако в прошлом году российский премьер Владимир Путин заявил, что этот проект будет невыгодным с экономической точки зрения.
За последние годы Израиль совершил два крупных открытия на средиземноморском шельфе – это месторождения Тамар и Левиафан. Благодаря им Израиль планирует приобрести газовую независимость. Сейчас Израиль находится в состоянии конфликта с Ливаном, потому одну из основных опасностей для газовых месторождений представляют отряды базирующейся на ливанской территории группировки «Хезболла».
Израиль также обеспокоен угрозой, которую может представлять военный флот Турции. Предполагается, что охранять платформы от налетов пиратов и террористических атак будет морской патруль.
«Газпром придерживается стратегии увеличения поставок на международные рынки, участия в зарубежных проектах и диверсификации как поставок, так и ресурсной базы для сокращения транспортного плеча, – комментирует аналитик БКС Андрей Полищук. – Учитывая, что Европа пытается снизить зависимость от Газпрома, компании выгодно входить в альтернативные проекты, газ с которых также может поставляться в Европу. На первоначальном этапе будет проведено исследование шельфовых участков, а само инвестиционное решение будет принято не раньше чем через 3–4 года».
«Участие в разработке газовых месторождений с перспективой создания совместного предприятия расширяет возможности Газпрома в области поставок за рубеж. Вероятнее всего, холдинг метит в самый лакомый для него кусок – Западную Европу. Если бы Израиль решил поставлять газ без участия российской монополии, он стал бы его прямым конкурентом, поэтому Газпром решил подстраховаться», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик УК «Солид Менеджмент» Максим Семянин.
На руку играет Газпрому и то, что израильская компания – правообладатель лицензии на разработку – вяло выполняла свои обязательства, продолжает эксперт. А российская монополия имеет для этого необходимый опыт и собственные технологии для завершения всех планов в срок.
«По предварительным данным, запасы месторождений Израиля составляют выше 100 млрд кубометров, а после разведки будут больше. На всем израильском шельфе может залегать более 3,4 трлн кубометров газа, что пророчит Израилю большое будущее экспортера голубого топлива», – отметил Максим Семянин.По словам старшего аналитика ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктора Маркова, успешная разработка шельфов позволит Газпрому получить дополнительную прибыль и усилить свое влияние в регионе. «В то же время участок является спорным, поскольку на него претендует Ливан, поэтому говорить о перспективах участия Газпрома преждевременно», – предупреждает Виктор Марков.