Сбой системы
Удивляться неисправностям может только тот, кто никогда и самолета не видел
Летать на российско-украинском самолете Ан-148 опасно – он слишком часто ломается. Об этом говорится в презентации ГТК «Россия», кстати, единственной авиакомпании, эксплуатирующей эти воздушные суда.
«Эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов», – отмечает компания.
На сегодняшний день ГТК «Россия» эксплуатирует пять самолетов этой марки. Ан-148 выполняют перелеты в Москву, Архангельск, Кавминводы и другие города страны.
Суммарный налет за период с 1 июня по 1 сентября 2010 года на самолеты (с учетом аэродромных тренировок экипажей) составил 92 суток (около 1,7 тыс. часов), за это время было обнаружено 235 неисправностей. Причем суммарный простой для устранения неполадок с учетом ожидания поставки запчастей достиг 89 суток (более 2,1 тыс. часов), сообщает «Интерфакс». Самой ненадежной системой в Ан-148, по данным авиакомпании, оказалась система управления самолетом – была обнаружена 31 неисправность. Явно несовершенны система интеграции общесамолетного оборудования (26 неисправностей), пилотажно-навигационное оборудование (19), средства управления полетом (17), вспомогательная силовая установка (ВСУ – 17 неисправностей).
Более того, у авиаперевозчика есть замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя. К слову, двигателям Ан-148 в презентации посвящен отдельный пункт. «За период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и два ВСУ АИ-450. С самолета N 61702 снято две ВСУ по различным причинам внутренних разрушений», – говорится в документе.
Сравнение не в пользу
Неисправности по ВСУ Ан-148 авиакомпания сравнивает с неисправностями подобной установки на самолете Boeing-737. За пять лет эксплуатации Boeing-737 из-за аналогичных «дефектов» было заменено всего две ВСУ. Налет на самолете Ан-148 вдвое меньше, а неисправностей втрое больше, отмечает авиаперевозчик.
Чтобы более наглядно продемонстрировать «российскую действительность», ГТК «Россия» сравнивает регулярность полетов Ан-148 с самолетами западного производства, которые также сама эксплуатирует. Так, при налете 1,7 тыс. часов было задержано по неисправностям 76 рейсов, тогда как у Boeing-737 – 14, Boeing-767 –16, A-320 – 25 и A-319 – 43 задержки.
Трудоемкость работ по техническому обслуживанию Boeing-737 составляет 47,2 чел/часа, а у Ан-148 – 191,01 чел/час вместо заявленных 50 чел/час.
Аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA) показал неготовность самолета к полетам в Европу. «В наблюдательном полете инспектором были выявлены ожидаемые замечания, такие как сломавшийся в полете замок двери кабины экипажа и вывод на индикаторы пилотов лишней на данном этапе полета информации», – говорится в презентации авиакомпании.
Также были выявлены различные несоответствия ICAO. В их числе низкое качество покраски самолетов, непредусмотренная возможность установки датчика высоты принятия решения на барометрическом высотомере, обрыв резиновых уплотнителей механизации на нижней части крыла.
Компенсация ущерба
По мнению генерального директора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, все заявленные неисправности – «абсолютно стандартная ситуация». «Удивляться этому может только тот, кто никогда и самолета не видел. И когда авиаперевозчик делал заказ на самолеты, он должен был давать себе отчет в том, что так и будет», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Ничего катастрофического в этом нет, уверяет Рыбак, кроме одного: кто-то должен затраты авиакомпании компенсировать.
К слову, сама ГТК «Россия» для решения проблемы эксплуатации Ан-148 предлагает создать нормальную систему постпродажного обслуживания самолета, но за счет средств «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) или денег из федерального бюджета. В частности, на эти средства предлагается создать склад запчастей в Санкт-Петербурге, а также круглосуточный консультационный центр на базе производителей самолетов. И самое главное, о чем говорит и эксперт, ГТК «Россия» заявила о необходимости компенсации расходов на ввод в эксплуатацию самолетов Ан-148.
«Сама авиакомпания не в состоянии компенсировать простои самолетов, – комментирует Рыбак. – Либо самолет должен быть дешевле, что уже для производителя критично и губительно, либо вопрос компенсации должны решить правительства стран, где производится эта техника».
Большое будущее
Для справки: Ан-148 является ближнемагистральным пассажирским самолетом, рассчитанным на 70–90 пассажиров. Максимальная дальность полета составляет пять тысяч километров. Лайнер разработан на украинском ОАО «АНТК имени Антонова» и серийно выпускается на Украине и по лицензии в России Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию).
Ранее сообщалось, что компания «Иркут», которая в ОАК отвечает за производство Ан-148, в ближайшие 18 лет планирует занять 10% рынка продаж самолетов вместимостью от 60 до 99 мест. Всего компания намерена продать 390 лайнеров, из которых 40 могут приобрести государственные заказчики из России, 120 будет поставлено в Латинскую Америку, Африку и Юго-Восточную Азию, 40 – в Индию и еще 60 – в другие страны.
Предполагается, что первоначально стоимость самолета составит 22–23 млн долларов, а при удержании рынка она повысится до 23–24 млн долларов. Сейчас на Ан-148 сделано восемь твердых заказов.