Время для шуток
Пример Сколково должен в какой-то мере оказаться лакмусовой бумажкой
На повестке первого дня Петербургского экономического форума – 2010 были три основных мероприятия: бизнес-диалоги Россия – ЕС, Россия – США и Россия – СНГ.
Особенно представительными оказались первые два. Несмотря на то что темами дискуссии были заявлены оценка роли институтов развития в инвестиционном сотрудничестве и обновление договорно-правовой базы, на первое место вышло обсуждение вопроса о присоединении России к ВТО.
Учитывая, что соответствующий процесс идет уже 17 лет, эта тема даже стала объектом для шуток. В частности, министр образования Андрей Фурсенко отметил, что «если нам нужен пример стабильности, то это наши круглые столы, думаю, к 20-летию начала переговоров по ВТО мы будем ближе к вступлению, чем сегодня».
Дурная традиция
В свою очередь глава Роснано Анатолий Чубайс, который из года в год на Петербургском форуме напоминает коллегам о необходимости наконец вступить во Всемирную торговую организацию, в этот раз он назвал обсуждение этого вопроса дурной традицией и самым неудачным политическим процессом за последние десять лет. «Мы стали уже мировыми чемпионами по длительности вступления в ВТО, – отметил Чубайс. – Даже Китай обсуждает этот вопрос меньше».
По словам главы Роснано, противники у присоединения РФ к ВТО есть как в ЕС, так и в самой России. Последних Чубайс причислил к врагам экономического подъема страны и сторонникам того, чтобы Россия всегда оставалась сырьевым придатком других крупных государств.
Анатолий Чубайс также отметился интересным выпадом против попыток Запада поучать Россию (раньше он в таких словесных пассажах замечен не был): «Попытки Европы и Запада обучить Россию крайне деструктивны. Ничего, кроме обратного эффекта, они не дают. Наша история отличается от истории западных стран. Достаточно сказать, что всего 20 лет назад частное предпринимательство было у нас уголовно наказуемым деянием. За него давали от пяти до девяти лет тюрьмы! У нас другая история. Да, есть различия, но это нормально, их нужно преодолевать».
«Пора не говорить, а делать»
Поговорили бизнесмены и о Сколково. По словам Виктора Вексельберга, который сейчас целиком сосредотачивается на этом проекте, «пример Сколково должен в какой-то мере оказаться лакмусовой бумажкой, показывающей, готова ли Россия сегодня к активному сотрудничеству с разными странами в деле продвижения проектов по модернизации и инновациям».
При этом Сколково не должно стать «каким-то оазисом или инородным телом на теле России, таких проектов должно быть много». В перспективе целая сеть. А Сколково должно стать пилотным проектом по обкатке практических решений для такого нового для России явления, как инноград.
Виктор Вексельберг особо отметил, что «пора уже не говорить, а делать», «не обсуждать без конца какие-то глобальные фундаментальные задачи, а активизировать конкретную работу по конкретным совместным проектам». Вексельберг признался, что такие проекты есть и их потенциал он видит высоким.
В свою очередь глава Северстали Алексей Мордашов поддержал как Чубайса, так и Вексельберга.
«Есть совершенно конкретные вещи, которые можно решить во взаимоотношениях России и США, России и Евросоюза, – отметил он. – В частности, это касается вступления России в ВТО. Их просто надо взять и решить... В этой связи мы очень ждем визита Дмитрия Медведева в США. Мы верим, что этот визит придаст новый импульс переговорам».
Проблема в Таможенном союзе
Интересно, что выступавшие в ходе первого дня форума европейские чиновники также на словах поддерживали Россию в стремлении стать одной из стран единого торгового пространства. Однако оказалось, что в «марафонском» сроке переговоров по ВТО они склонны в большей степени винить саму Россию.
В частности, заместитель гендиректора Еврокомиссии по торговле Петер Балаш признал, что «пора уже заканчивать эти переговоры», но напомнил, что в конце прошлого года Россия была уже практически готова к вступлению в ВТО, но «этому процессу помешало решение трех стран о создании Таможенного союза».
«Мы стараемся создавать условия для вступления России в ВТО, – отметил Балаш. – Однако окончательное решение должно приниматься в Москве».
Интересно, что российские представители после выступления Балаша не раз отмечали, что Таможенный союз ни в коей мере не может служить препятствием на пути вхождения в ВТО. Наоборот, он строился даже по тем же принципам, что действует Всемирная торговая организация, и является скорее подготовительной площадкой к этому процессу, нежели альтернативой.