Верховный суд Украины в среду отклонил кассацию НАК «Нафтогаз Украины» и подтвердил решения судов низших инстанций, касающиеся исполнения вердикта Стокгольмского арбитража о необходимости возврата Нафтогазом природного газа компании Rosukrenergo (RUE).
Rosukrenergo должна будет начать процедуру по исполнению решения суда на Украине
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой пресс-секретаря Верховного суда Людмилу Момот. Дело рассматривала коллегия судей под председательством Василия Гуменюка. В пресс-службе Нафтогаза отказались комментировать ход этого судебного спора.
ИТАР-ТАСС Момот пояснила, что суд не углублялся в суть спора между компаниями и не оценивал правильность решения арбитража Стокгольма. По ее словам, судьи анализировали соблюдение всех требований процессуального характера при принятии решений судебными инстанциями на Украине.
Напомним, Стокгольмский арбитражный суд 8 июня 2010 года обязал Нафтогаз вернуть швейцарскому трейдеру (Rosukrenergo AG) изъятые им в начале прошлого года в январе 11 млрд кубометров газа и передать в качестве неустойки еще 1,1 млрд кубометров. Еще ранее арбитраж постановил, что Нафтогаз должен выплатить Rosukrenergo 197 млн долларов в рамках спорных вопросов между компаниями в 2008 году.
11 млрд кубометров – это тот объем газа, который был изъят Нафтогазом у Rosukrenergo после подписания прямого контракта между Нафтогазом и Газпромом в январе 2009 года, после чего швейцарский трейдер был исключен из схемы поставок газа на Украину и за ее пределы. До этого, в 2006–2008 годах, RUE выступал монопольным поставщиком природного газа на Украину.
В ноябре прошлого года контролируемая украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем Centragas заявила о начале судебного разбирательства. В частности, она сообщила, что этот объем газа принадлежит Rosukrenergo и что на момент экспроприации компания держала голубое топливо в украинских хранилищах для дальнейшей поставки своим клиентам в Европе.
Украинские власти остались, мягко говоря, недовольны решением суда. В частности, 9 июня министр топлива и энергетики страны Юрий Бойко заявил, что Украина не намерена «бездумно» отдавать этот газ, тем более что это невозможно. Тогда же чиновник допустил обжалование Украиной решения суда.
А 27 июля нынешнего года Государственная таможенная служба вынесла заключение, согласно которому оформление 11 млрд кубометров природного газа, принадлежавших швейцарскому газотрейдеру, в пользу НАК «Нафтогаз Украины» в феврале 2009 года было проведено с нарушением законодательства.
По словам ведущего юриста компании «Налоговик» Андрея Храмова, Верховный суд Украины был последней возможностью не исполнять решение международного арбитражного трибунала.
«Обжаловать решение Арбитража Торговой палаты Стокгольма уже нельзя, поскольку пересмотр решений не представляется возможным по уставу этой организации. Поэтому исполнять решение будет нужно. Для этого Rosukrenergo должен будет начать процедуру по исполнению решения суда на Украине», – говорит эксперт.
Если исполнительная власть будет чинить препятствия последней, то RUE придется обращаться с иском уже к Украине в связи с неисполнением решения Стокгольмского арбитражного трибунала. В этом случае, поясняет юрист, Украина должна будет выплатить Rosukrenergo компенсацию. В противном случае может быть наложен арест на имущество Украины в странах – участницах Нью-Йоркского соглашения об арбитражном судопроизводстве.
«Для этого также может быть использован прецедент с участием известного немецкого предпринимателя и России (о споре с немецким бизнесменом Францем Зедельмайером газета ВЗГЛЯД сообщала в октябре), а также практика арестов имущества по иску компании Noga (также к Российской Федерации)», – отмечает Храмов.
Это в свою очередь затрагивает и вопросы возможного «слияния» Нафтогаза и Газпрома. В случае объединения или создания СП требование Rosukrenergo будет удовлетворяться за счет последнего, рассуждает эксперт. «Однако стоит также помнить и об отношениях между Rosukrenergo и Газпромом. Россия вряд ли останется в большом накладе», – считает он.
Храмов делает вывод, что в споре между двумя компаниями можно поставить точку, а вот «последует ли дальнейшее исполнение арбитражного решения на Украине, еще неясно».