Экономика

23 ноября 2010, 21:33

Данил Першин: Сергей Семенович неправильно информирован

Фото: ИТАР-ТАСС

«Чиновникам надо было что-то докладывать мэру – вот они доложили, предложив ввести мораторий на рекламу. Очень смешно, потому что он действует уже восемь лет», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Региональной ассоциации наружной рекламы и информации Данил Першин. Он также рассказал о коррупционных схемах в рекламном бизнесе города.

На перегруженность столицы рекламой во вторник на заседании столичного правительства обратил внимание мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, ситуация с наружной рекламой в городе «достаточно проблематична». Во-первых, Москва перегружена рекламными конструкциями, которые «наносят ущерб ее архитектурно-художественному облику». Во-вторых,  в городе отсутствует публичный реестр объектов рекламы и выданных разрешений на их установку, то есть «система непрозрачна», указал Собянин.

Если эти 10% «отрезать», которые не указаны в федеральном законе, это «хотелка» города Москвы, то мы с вами получим 250 млн рублей

Мэр подчеркнул, что организации выигрывают конкурсы на носители рекламы без указания мест их размещения, а «под видом социальной рекламы размещается коммерческая бесплатно», сообщает «Интерфакс». О том, как можно привести рекламу в Москве «в цивилизованный вид», как о том говорил мэр, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Региональной ассоциации наружной рекламы и информации Данил Першин.

ВЗГЛЯД: Данил Николаевич, а как можно сделать систему размещения наружной рекламы прозрачной?

Данил Першин: Прозрачной систему можно сделать только одним-единственным способом – создав единый городской реестр рекламных мест и обеспечив к нему прямой доступ в режиме онлайн. Во-первых, это отчасти отражено в Уставе города Москвы – право на получение информации, особенно если информация затрагивает права и интересы граждан. Во-вторых, это не даст общественности возможность постоянно «возбуждаться» на тему того, что в городе много незаконных рекламных конструкций. Их действительно много. И мы об этом пишем постоянно, говорим, но на наши заявления очень вяло реагируют, видимо, есть какая-то заинтересованность у чиновников, чтобы покрывать это и дальше.

ВЗГЛЯД:  Допустим, появится единый городской реестр рекламных мест. Неужели ситуация в корне поменяется?

Д.П.: Конечно. Вы понимаете, рынок наружной рекламы сегодня многогранен. И здесь, несмотря на достаточно общую, консолидированную позицию среди всех участников рынка наружной рекламы по самым «болевым» вопросам, тем не менее, у всех есть претензии к тому, что очень много незаконной рекламы.

Если допустим я, как представитель «Мосгоррекламы», увидел, что на Тверской размещается перетяжка, я зашел в реестр и посмотрел а по этому адресу ничего не зарегистрировано. Я сразу пишу в прокуратуру или милицию, чтобы приняли меры по демонтажу этой конструкции, так как она незаконная. У меня будет возможность сверять факт с документами.

ВЗГЛЯД: Как быть тогда с коммерческой рекламой, которая размещается под видом социальной?

Д.П.: Проблема подмены коммерческой рекламы социальной – это отдельный  вопрос. У нас есть межведомственная комиссия при правительстве Москвы, туда обращается рекламодатель и, допустим, говорит: «Вот у меня макет – там бой Эвандера Холифилда с Ренатом Ибрагимовым, это спортивное мероприятие, культурно-досуговая жизнь города. Дайте мне возможность разместить рекламу по цене городского заказа, то есть бесплатно». И комиссия, по идее, должна проголосовать, прежде оценив этот рекламный макет: рекламный он характер носит, то есть извлечение прибыли, либо социальный, то есть поднимает какие-то общественно-важные проблемы.

Как показывает практика, в 90% случаях комиссия принимает решение о том, что такая реклама является социальной. А на самом деле она даже не отвечает банальным простым требованиям, которые прописаны в законе «О рекламе». То есть ее целью является не выявление общественно-важных проблем, а конкретное извлечение прибыли.

ВЗГЛЯД: Сколько в итоге теряет городской бюджет, можно как-то подсчитать?

Д.П.: Порядок оценки цифр может быть следующим: Комитет рекламы докладывает, что у них арендные платежи городу за 2010 год составят не многим более 2,5 млрд рублей. На сегодняшний день мы 5% объема рекламной информации по закону «О рекламе» размещаем в виде социальной рекламы. Плюс Москва хочет, чтобы мы еще 10% размещали социальной информации. То есть, грубо говоря, если эти 10% «отрезать», которые не указаны в федеральном законе, это «хотелка» города Москвы, то мы с вами получим 250 млн рублей. Вот цена вопроса.

ВЗГЛЯД: Тогда как сделать так, чтобы деньги за социальную рекламу, которые, видимо, идут в карманы отдельных чиновников, поступали в бюджет?

Прозрачной систему можно сделать только одним-единственным способом – создав единый городской реестр рекламных мест и обеспечив к нему прямой доступ

Д.П.: Вариант есть и здесь. Смотрите: как сегодня проходит процедура, грубо говоря, «обязывание» владельца рекламной конструкции разместить социальную рекламу? Нам дается письмо-поручение за подписью председателя Комитета рекламы Макарова, что «прошу разместить такой-то макет как социально-значимую рекламу в такой-то период». Далее идет ссылка: «В соответствии с решением межведомственной комиссии, протокол такой-то». Но протоколы нам никогда в жизни не предоставлялись. Вполне возможно, что их даже не выносили на рассмотрение.

Вот это и есть одно из очень узких горлышек в данной проблеме, поскольку любой исполнитель в Комитете рекламы, который занимается размещением «социалки» и отправлением этих писем, может войти в сговор с недобросовестными участниками рынка – рекламодателями. Я ведь не смогу проверить, принимала вообще комиссия такое решение или нет. Вот если бы мне дали протокол, что, допустим, реклама концерта саксофониста Алекса Новикова, которая «висит» по всей Москве, прошла решение комиссии... Мне точно известно, что данный рекламный макет ни разу не выносился на рассмотрение этой комиссии. Зато у меня есть письмо-поручение Комитета рекламы. Вот вам фактор коррупции.

Раз уж они готовы делать единый городской реестр рекламных конструкций, пускай они сделают общедоступным и порядок рассмотрения этой межведомственной комиссии. Чтобы я не волновался о том, что это коррупционер из Комитета рекламы пытается подменить, фальсифицировать решение комиссии. Пусть протокол мне тоже дают.

Президент РАНРИ Данил Першин верит, что при желании рынок наружной рекламы можно привести в цивилизованный вид (Фото: ranri.ru)

ВЗГЛЯД: Как в этом смысле обстоят дела на Западе? Там-то система прозрачна, или у них те же проблемы, что и у нас?

Д.П.: Знаете, там совсем другие ментальность у людей и культура организации бизнеса и в принципе дел. В большинстве стран Евросоюза вообще и закона о рекламе не существует. Там очень сильна роль и позиция саморегулируемых организаций. И там, честно говоря, в голову никому не придет пытаться естественный процесс оплаты рекламной информации подменить какими-то социальными квотами. Это нонсенс. Люди так низко не падают, чтобы пытаться заработать деньги на «а-ля социальных проблемах».

В каждой стране по-разному эта практика сформирована, но вот страны Восточной Европы практически унаследовали нашу же модель. Все то же самое: там, где есть потенциал и «тяжелая» власть государства над бизнесом, всегда есть возможность для коррупции, и какой-нибудь чиновник ею обязательно воспользуется.

ВЗГЛЯД: Сергей Собянин сегодня говорил о том, что, возможно, стоит ввести мораторий на размещение новой рекламы, пока со старой не разберемся. Нужно ли останавливать процесс?

Д.П.: Кстати, это заявление вызвало у меня большое удивление, поскольку Сергей Семенович, скорее всего, неправильно информирован теми чиновниками, которые сегодня занимаются рекламой в Москве. Мораторий действует с 2002 года. С этого времени никаких новых конструкций специально не появляется.

С 2002 года запущен полномасштабный проект разработки концепции рекламного оформления города. Вот зону Кремля недавно освобождали. Это и есть реализация данного моратория. Многие конструкции совмещают с объектами городской инфраструктуры – туалетами, киосками, лавочками, остановками транспорта и так далее. Это все есть.

Но, видно, чиновникам надо было что-то докладывать мэру – вот они доложили, предложив ввести мораторий. Очень смешно, потому что он действует уже восемь лет.

ВЗГЛЯД: Мораторий мораторием, но историческая часть города все равно слишком «пестрит»...

Д.П.: Понятно, что рекламы много, а ее избыток негативно сказывается на самой рекламной отрасли. И это, безусловно, надо приводить в порядок, и делать это в порядке разработки концепции, чтобы непосредственно архитекторы, а не Комитет рекламы, вели работу по планированию городского ландшафта, чтобы они гармонично «вписывали» рекламу в городскую среду: решали, какой формат должен быть, где он уместен, в каком стилевом решении и так далее. Тогда, конечно, город совсем по-другому «заиграет», откроются панорамные виды.

Что касается перетяжек, то там, где их много в историческом центре, их быть не должно. Только демонтировать их надо в соответствии с теми обязательствами, которые на сегодняшний день существуют у города перед бизнесом. В противном случае будет подорвано доверие бизнеса власти, потом, в будущем, никто не захочет вкладывать свои деньги.

Мнение рекламной общественности и мое такое: дать достоять всем рекламным конструкциям до конца срока действия договора, остался год с небольшим, а дальше, конечно, все это демонтировать и уже по новой планировать всю городскую среду.

 

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Путин подписал указ о разовой выплате 80 тыс. рублей ветеранам Великой Отечественной войны
Темы дня

В договоре Армении с США отсутствует самое главное

Поздним вечером 14 января в Вашингтоне госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали так называемую Хартию о стратегическом партнерстве. Для США это очередное поспешное действие уходящей администрации Байдена, а официальный Ереван таким образом сделал еще один шаг в сторону от России и ОДКБ. Но есть нюансы.

Словакия ожесточенно бьется за возврат российского газа

Уже третий день словацкая делегация обсуждает в Москве насущную проблему – остановку транзита газа через Украину. Словакия очень хочет вернуть себе право получать выгодные энергоресурсы. Она даже пыталась обсудить этот вопрос с Владимиром Зеленским, но наткнулась на стену сарказма. О чем Словакия может договориться с Россией и как Братислава может надавить на Киев?

В Госдуме объяснили повышенное внимание Запада к обрывам кабелей на Балтике

Лукашенко заявил, что оппозиция не дождется его смерти

Воюет даже Конституция. Обновленный основной закон помогает России побеждать в СВО

Новости

Кремль не исключил ответ на санкции США против энергетики

Россия может ответить на санкции США против топливно-энергетического комплекса, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Эксперт: Стратегическое партнерство с США показало суверенную неполноценность Армении

Ереван намерен развивать стратегическое партнерство с Вашингтоном, в том числе – военное сотрудничество. Для Москвы очень нежелательно, чтобы в Армении работали американские военные. Это создаст напряжение в регионе, где сходятся интересы России, Ирана и Турции, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Станислав Ткаченко. Ранее Армения и США в Вашингтоне подписали хартию о создании комиссии по стратегическому партнерству.

Путин сообщил о присвоении звания «Город трудовой доблести» еще восьми городам

Президент России Владимир Путин сообщил на заседании оргкомитета «Победа», что звание «Город трудовой доблести» будет присвоено еще восьми городам России, в том числе Кургану и Салехарду.

Белоусов: Участники спецоперации войдут в парадные расчеты на 80-летие Победы

Министр обороны Андрей Белоусов сообщил, что в парадных расчетах, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, примут участие военнослужащие, участвующие в специальной военной операции.

Лукашенко запретил тратить деньги на «барахло»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул, что инвестпрограмма на 2025 год должна исключать растраты на ненужные объекты и сосредоточиться на экономии и контроле за бюджетом.

Венгрия и Сербия ускорят строительство нефтепровода в ответ на санкции США

Венгрия и Сербия решили ускорить строительство нефтепровода между странами из-за санкций США, влияющих на энергетическую безопасность Европы, сообщил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.

«АвтоВАЗ» допустил создание нового бренда для коммерческих машин

«АвтоВАЗ» рассматривает возможность запуска нового бренда для коммерческих автомобилей и планирует начать производство минивэна в 2027 году, инвестируя более 20 млрд рублей в проект, сообщил президент компании Максим Соколов на пресс-конференции.

Россия заняла второе место в рейтинге сильнейших армий мира

Россия заняла второе место в ежегодном рейтинге военной мощи, уступив первое место США, следует из данных Global Firepower.

Власти Приднестровья сообщили о гуманитарных поставках газа из России

Россия направит газ в Приднестровье в качестве гуманитарной помощи, чтобы помочь региону справиться с текущим энергокризисом, сообщил президент непризанного Приднестровья Вадим Красносельский на пресс-конференции в Москве.

ФСБ обнародовала запись попытки подкупа ГУР российских военных у Горловки

ФСБ России обнародовала аудиозапись, где представитель ГУР МО Украины пытался подкупить российских военных за 1 млн долларов для отступления в Горловке.

Forbes: На Украине прекратят формирование новых бригад ВСУ

На Украине решили отказаться от формирования новых бригад ВСУ, чтобы избежать повторения распада 155-й механизированной бригады, где дезертировало 1700 солдат, сообщило издание Forbes.

Запорожская область отказалась признать себя потерпевшей по делу генерала Попова

Власти Запорожской области официально отказались признавать себя потерпевшей стороной по уголовному делу против бывшего командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

Виталий Трофимов-Трофимов: Зачем Трампу Арктика

Главная ценность Гренландии – это национальный сектор контроля над Арктикой. И попытки новой вашингтонской администрации не подкупом, так завоеванием получить Гренландию – это подготовка к борьбе за арктические шельфы, проливы и ресурсы.

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»