Вопрос о низком качестве системы госзакупок в пятницу был поднят на совещании у президента России Дмитрия Медведева по исполнению его поручений.
Система госзаказов должна представлять единый цикл планирования, размещения заказов, учета и контроля их исполнения
Размер воровства в системе госзакупок оценили минимум в триллион рублей в год. Как заметил начальник контрольного управления главы государства Константин Чуйченко, нынешняя система госзакупок «имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализ исполнения контрактов, до сих пор не разработанный механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми».
Чуйченко предложил создать Федеральную контрактную систему, а также организовать сквозной мониторинг госзакупок. По мнению чиновника, «надо сформировать систему сквозного мониторинга, которая позволит своевременно вскрывать неэффективные закупки и будет служить основой для правовой оценки заключенных контрактов».
«Система госзаказов должна представлять единый цикл планирования, размещения заказов, учета и контроля их исполнения», – считает Чуйченко. Вместе с тем за заключение и выполнение контрактов должна вводиться персональная ответственность.
Начальник контрольного управления сослался на положительный опыт в данной сфере США, Франции и Канады, где успешно действует федеральная контрактная система. «Активную работу в этом направлении ведет Минэкономразвития», – отметил он, передает «Интерфакс».
Одним из самых ярких примеров завышения сумм при госзакупках за последнее время стал скандал с компьютерными томографами в системе Минздравсоцразвития. Министерство выделило на закупку этих аппаратов средства из расчета 95 млн рублей за томограф при их рыночной стоимости от 28 до 40 млн рублей за штуку. Всего с превышением реальной цены было куплено 64 томографа.
На связь с Медведевым прямо из цеха завода «Электрон» (совместно с фирмой «Филипс» выпускает теперь уже отечественные томографы) вышел полпред президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов, по оценкам которого «справедливая цена» томографа отечественного производства превышает 20 млн рублей.
Более низкие цены несправедливы, считает он, поскольку не включают в себя программное обеспечение, дополнительное оборудование. На это Медведев заметил, что программное обеспечение – это также «неисчерпаемый источник воровства». По мнению президента, развитие отечественного производства медицинской техники поможет решить проблему завышения цен при государственных закупках.
Немногим ранее Чуйченко отчитался перед Медведевым по выполнению его поручения, касавшегося завышенных цен на компьютерные томографы, когда потери бюджета составили более 3,5 млрд рублей.
«Мониторинг закупок, проведенный контрольным управлением, показал, что в ходе проведения проверки произошло значительное снижение цен, если в предыдущие годы 64-срезовые томографы приобретались в среднем по 77 млн рублей, то в июле – октябре нынешнего года – по 49 млн рублей», – доложил чиновник.
Он добавил, что «экономия средств по торгам в июле – октябре 2010 года на компьютерных томографах составила более 650 млн рублей».
Вот и «приходится» ведомствам чуть ли не ежегодно «обновлять» мебель и оргтехнику – где фиктивно, а где реально из-за некачественных закупок
«То, что томографы подешевели, – это хорошо, – отреагировал Медведев. – Это прямая реакция на ситуацию, когда мне лично пришлось вмешиваться, но проблема не только в медицинских томографах». В исправлении нуждается вся система госзакупок, уверен президент.
Не так давно исполнилось пять лет с момента принятия в стране нового закона о госзакупках (94 ФЗ). Многие признают: документ нуждается в серьезной доработке. Медведев ранее говорил, что «и с ним (законом – прим.) коррупция есть, а без него она еще больше».
«Существующая система госзаказа не лишена изъянов, их стоимость, как правило, в разы завышена, результаты исполнения не учитываются при планировании следующих закупок», – комментирует руководитель правового департамента юридической компании «Налоговик» Алексей Львов. Вот и «приходится» ведомствам чуть ли не ежегодно «обновлять» мебель и оргтехнику – где фиктивно, а где реально из-за некачественных закупок.
ФАС при этом оценивает лишь экономию бюджетных средств, исходя из того, насколько в ходе конкурса были снижены стартовые цены, поясняет эксперт. При этом невозможно оценить, насколько они были завышены первоначально, при размещении заявки.
К слову, создание единой Федеральной контрактной системы (ФКС) было одним из требований президента РФ в Послании о бюджетной политике на 2010–2012 годы. «Подобная система уже давно и весьма эффективно работает в США, – говорит Львов. – С 2011 года должно быть прекращено финансирование незарегистрированных в Федеральном казначействе госконтрактов, а с 2012 года будет портал ФКС с открытым доступом, где ведомства будут размещать планы закупок, указывать стоимость и обосновывать затраты, публиковать сведения об исполнении и результатах контрактов и даже об утилизации закупленных товаров».
В США, в отличие от России, ФКС обеспечивает подготовку, размещение, оплату и контроль за выполнением госзаказов, добавляет управляющий партнер группы компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене.
«И это не только административно-управленческий механизм. В Соединенных Штатах достаточно большое количество нормативно–правовых актов регламентирует эту систему. В России 94 ФЗ регулирует только одно – механизм размещения заказов, а вот учет и контроль исполнения госзаказов законом не регулируются», – говорит она.
На сайте Минэкономразвития уже опубликован план по созданию ФКС, при этом цель проекта в том, чтобы сформировать интегрированную информационную систему госзакупок.
«Если при этом каждый чиновник, имеющий полномочия размещать заявки, будет нести персональную ответственность за неисполнение контракта или за махинации с госзаказами (вплоть до уголовной), то механизм действительно заработает», – считает Львов.
По мнению Киры Гин-Барисявичене, введение мер ответственности «в какой-то мере» улучшит ситуацию. «А если за это будет отвечать еще и конкретное должностное лицо, то, по крайней мере, должно сократиться число случаев, когда фирмы, выигравшие тендер, попросту растворяются на просторах нашей необъятной родины вместе с государственными деньгами, не исполнив контракт вовсе», – отмечает она.
Эксперты называют и еще один момент, который разработчикам новой системы госзакупок не стоит упускать из виду, – урегулирование механизма определения цен.