Как говорится в сообщении Минпромторга, с инициативой об увеличении пошлин в ходе «круглого стола» по теме «Нужна ли России обувная промышленность?», состоявшегося в рамках работы Всероссийского форума обувщиков SHOESACCESS, выступил замдиректора департамента легкой промышленности Олег Кащеев. Он напомнил, что в рамках создания Таможенного союза планируется унификация таможенных пошлин и тарифов.
Российский рынок обуви по-прежнему остается «весьма непрозрачным сектором экономики
«Здесь мы исходим из того, что наши пошлины должны обеспечивать защиту как нашего рынка, так и рынков наших партнеров по союзу. Сейчас мы ведем работу, чтобы пошлины на обувь вернулись к тому уровню, который был раньше, или хотя бы составили 15%, как сегодня у наших партнеров по союзу», – разъяснил он.
Кащеев напомнил, что 1 июня на заседании президиума правительства была заслушана «Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года», которая должна быть окончательно утверждена до 1 октября.
«К 2020 году доля отечественного легального товара на рынке должна достигнуть 50%, − пояснил он (в настоящее время этот показатель составляет 20%). − Мы не ставим себе задачей введение каких-то запретительных или ограничительных мер. Наша задача – создание равных условий для конкуренции между отечественными производителями и легальными импортерами».
На данный момент в России действует 10-процентная ввозная пошлина на все виды импортной обуви.
Аналитики отмечают, что с увеличением пошлин цены на продукцию вырастут не сильно. «Не думаю, что подобное повышение может стать причиной резкого роста стоимости обуви, хотя некоторое удорожание отдельных категорий импортной продукции исключать нельзя», − рассказал ВЗГЛЯДу аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
При этом эксперт подчеркнул, что российский рынок обуви по-прежнему остается «весьма непрозрачным сектором экономики».
«По некоторым подсчетам, на долю «теневого сектора» (в основном, неучтенный импорт дешевой продукции из Китая и стран Азии) приходится до 30−40% от общего объема рынка, который, по экспертным оценкам, составляет около 400−450 млн пар. Доля товаров внутреннего производства в натуральном выражении оценивается примерно в 12−14%, легального импорта – около 50%», − сообщил Клягин.
При этом, по данным Национального обувного союза, около 70−80% отечественной обуви делается за счет импортных комплектующих. Среди проблем отрасли можно отметить устаревшее оборудование, отсутствие квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, самые низкие зарплаты по сравнению с другими обрабатывающими отраслями, при этом большие расходы на производство (около 30% себестоимости продукции − плата за теплоснабжение и энергию).
Клягин, в свою очередь, отметил, что на протяжении нескольких последних лет рынок обуви в России демонстрировал привлекательные темпы роста на уровне около 15−20% годовых (в денежном выражении). Так, одним из наиболее перспективных сегментов рынка считается «средний плюс» или средневысокий: ценовой диапазон около 70−150 долларов за пару для мужской обуви и около 100−200 долларов для женской.
«С ростом доходов населения данный сегмент постепенно «отбирал» долю рынка у дешевой продукции», − рассказал Клягин.
Тем не менее наибольшие объемы продаж, по его словам, по-прежнему приходятся на сегменты «низкий» и «средний минус».
Аналитик также отметил, что насыщенность рынка обуви все же остается достаточно низкой. В США, например, один человек в среднем приобретает в год около 6 пар обуви, в Европе – около 4,5−5. В России данный показатель составляет 2−3 пары.
Клягин подчеркнул, что кризис внес свои коррективы в развитие отрасли. Он привел как к сокращению объемов импорта, так и к снижению внутреннего производства.
«Мы полагаем, что средние масштабы снижения продаж по сравнению с показателями докризисного периода можно оценить примерно в 20−30%», − отметил аналитик.