Российский автомобильный рынок сократится в 2009 году на 50–60%. Об этом, как сообщил «Интерфакс», заявил на пресс-конференции партнер аудиторской компании PriceWaterhouse Coopers (PWC) Стенли Рут.
На то, чтобы вернуться к состоянию начала 2008 года, нам потребуется несколько лет
По его словам, при нормальном развитии событий объем продаж на российском авторынке составит 1,6 млн машин, при пессимистическом варианте – 1,3 млн.
Рут отметил, что в компании не ожидают резкого изменения динамики рынка во втором полугодии, поскольку макроэкономическая ситуация продолжает ухудшаться, а запасы автомобилей 2008 года выпуска близки к исчерпанию. Впрочем, Рут считает, что небольшой рост продаж автомобилей возможен начиная с июля текущего года.
Давая характеристику общей ситуации, он отметил, что «негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля».
По данным Ассоциации европейского бизнеса, общее падение российского авторынка за первые полгода составило 49%.
В апреле Минпромторг прогнозировал сокращение рынка на 60%.
Обвальное падение не могло не сказаться на российских производителях автомобилей. Еще осенью 2008 года ряду заводов в России пришлось останавливать конвейеры и отправлять сотрудников в отпуска. В 2009 году они продолжили сокращать производство.
Для того чтобы поддержать автопроизводителей, российские власти пошли на меры, стимулирующие потребительский спрос. Так, в декабре 2008 года о введении компенсаций из бюджета при покупке автомобилей стоимостью до 350 тыс. рублей в кредит объявил премьер-министр России Владимир Путин.
Однако эта мера не помогла, поэтому в апреле 2009 года Минпромторг предложил увеличить стоимость субсидируемого автомобиля до 600 тыс. рублей, а также снизить с 30% до 15% минимальную величину предоплаты за приобретаемые автомобили и распространить льготное кредитование на приобретение легкого коммерческого транспорта.
«Цифры, озвученные PWC, вполне реальны – по моим прогнозам, рынок упадет до 1,4–1,6 млн автомобилей», – отметила аналитик ИК «Велес-Капитал» Марина Иркли.
До конца года ситуация в лучшую сторону меняться не будет – по ее мнению, не стоит ждать какого-то всплеска до начала 2010 года. «На то, чтобы вернуться к состоянию начала 2008 года, нам потребуется несколько лет», – считает Иркли.
Иркли не верит и в программу стимулирования спроса. «На нее в бюджете выделено всего 2 млрд рублей, что поможет приобрести лишь 30–50 тыс. автомобилей – понятно, что такой порядок цифр не изменит общей картины», – уверена эксперт.