«Мы не можем исключить, что новый газовый кризис может начаться даже в августе. Поэтому европейские граждане имеют право спросить, готовы ли мы к такому кризису, сделал ли ЕС достаточно, чтобы обеспечить безопасность, будет ли газ для всех наших потребностей?» – сказал европейский комиссар по энергетическим вопросам Андрис Пиебалгс на пресс-конференции в четверг в Брюсселе.
Мы должны отходить от ситуации, когда у нас есть только три страны-поставщика: Россия, Норвегия и Алжир
По его словам, газовый кризис в январе продемонстрировал «уязвимые точки» ЕС и необходимость усиления энергетической политики в сфере безопасности поставок.
«Мы уже предприняли необходимые меры», – цитирует Пиебалгса «Интерфакс».
По его словам, разработанные Еврокомиссией предложения в отношении обеспечения энергетической безопасности направлены на формирование стабильного рынка и не направлены на замещение поставок газа из России.
Среди таких мер еврокомиссар назвал план, которым предусмотрено выделение 3 млрд евро для новой газовой и электрической инфраструктуры.
«Это часть нашего ответа, но в эти дни этого недостаточно. Подписание межправительственного соглашения о Nabucco – это также часть нашего ответа. Но опять – этого недостаточно», – подчеркнул еврокомиссар.
По его словам, в четверг Еврокомиссия утвердила правила, которые обязывают членов ЕС предпринять необходимые меры в свете возможного кризиса.
«Мы должны отходить от ситуации, когда у нас есть только три страны-поставщика: Россия, Норвегия и Алжир. В 2008 году ЕК пришла к выводу, что по причине газового кризиса Европа может стоять перед проблемами. Январь подтвердил наши опасения», – добавил Пиебалгс.
Новые правила устанавливают новый путь безопасности поставок каждого индивидуального члена ЕС, а также определяют действия ЕС в случае прекращения поставок. «В частности, предусматривается гарантия обеспечения поставок газа в течение 60 дней даже в условиях сценария наихудших погодных условий», – констатировал еврокомиссар.
Для введения этих правил каждая страна ЕС должна назначить «компетентное управление», которое разработает превентивный и чрезвычайный планы. «Эти планы должны учитывать, как защитить потребителей – домовладельцев, больницы – даже в экстремальной ситуации», – подчеркнул еврокомиссар.
Новые правила должны улучшить взаимодействие стран ЕС во время кризиса. «Мы должны гарантировать, что в случае возникновения для сообщества чрезвычайной ситуации Европа говорит одним голосом с третьими странами», – сказал Пиебалгс.
Еврокомиссия сможет объявить чрезвычайную ситуацию по просьбе одного из членов ЕС, а также если объем ежедневных импортных поставок газа в ЕС сокращается более чем на 10%. Комиссия ожидает, что эти предложения будут одобрены Советом ЕС в начале 2010 года.
Российские эксперты настроены более оптимистично.
«Газового кризиса в той форме, в которой он был в январе, больше не будет. И Украина, и Россия поняли, что остановка прокачки газа зимой не принесла ничего, кроме убытков в экономическом и репутационном плане. Поэтому, несмотря на громкие заявления обеих сторон, в результате все решится. Стороны договариваются, и это видно по их действиям», – считает Александр Назаров из ИФК «Метрополь».
Напомним, Газпром не раз выражал опасения по поводу того, что может не получить денег от Украины.
В определенный момент ситуация накалилась до такой степени, что в конфликт пришлось вмешаться президенту России Дмитрию Медведеву. Он поручил вице-премьеру Игорю Сечину заняться этой проблемой и напомнил о том, что в случае несоблюдения договоренностей Россия может ввести в отношении Украины санкции. В итоге 7 июля «Нафтогаз Украины» перечислил России средства за потребленный в июне газ.
После этого Украина увеличила заявку на покупку газа в июле в четыре раза по сравнению с закупленным в июне. Это говорит о том, что страна должна будет заплатить России около 1 млрд долларов. Всего для заполнения газохранилищ Украине требуется 4,2 млрд долларов. Россия отказалась быть единственным кредитором Украины. Евросоюз заявил, что может предоставить Украине кредит для решения газовых проблем в обмен на реформы в газовой сфере.
В Европе опасаются, что Киеву не удастся найти деньги и это приведет к новому конфликту.
Для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитеров, в частности от Украины и Турции, Россия строит «Северный поток» и «Южный поток». Европа, в свою очередь, разрабатывает проект Nabucco в надежде сократить свою зависимость от российского газа.