Инфляция в России начиная с апреля может стать ниже, чем за аналогичные месяцы прошлого года. Такое мнение высказал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, выступая на конференции РСПП в среду.
Возникают две существенных сложности: рост доли «плохих» активов и затруднение в их справедливой оценке
«Надеюсь, с апреля выйдем на помесячный график инфляции меньше, чем в прошлом году», – отметил он. По его мнению, уже в III квартале помесячный график инфляции будет меньше 13% (в годовом выражении). Таким образом, по итогам года инфляция будет ниже официального прогноза правительства и ЦБ в 13%, уверен первый зампред ЦБ.
Улюкаев также сообщил, что в ближайшие недели Банк России может рассмотреть возможность снижения ставки рефинансирования (в настоящее время составляет 13%), а также других своих ставок.
«В этом квартале, возможно, в ближайшие недели, мы можем рассмотреть возможность снижения основной ставки и всей линейки, включая РЕПО, ломбардные кредиты и обеспеченных залогами. Возможно, это будет не разовая демонстративная акция...», – приводит его слова РИА «Новости».
В целом, считает первый зампред ЦБ, проблема ликвидности как таковая перед российским банками не стоит. «Косвенным показателем нормализации ситуации на рынке МБК является массовый возврат беззалоговых кредитов. Ежедневно я подписываю с банками десяток соглашений о досрочном погашении таких кредитов, и только сегодня подписал соглашения на более чем 30 млрд рублей», – сказал он.
В то же время Улюкаев вновь отметил, что против создания банка «плохих» активов. Ранее он говорил, что поддерживает эту идею в качестве частной инициативы.
По словам первого зампреда ЦБ, наилучшее решение вопроса – «дать возможность банкам самим отделить качественные активы от некачественных, самостоятельно сформировать портфель «плохих» активов и, если величина «плохих» активов потребует списания, проводить списание и докапитализацию за счет специальных инструментов».
Между тем американский вариант, при котором будет создан отдельный банк «плохих» активов, означает, что «за счет средств налогоплательщиков мы будем списывать с баланса банков те активы, которые они считают «плохими», отметил Улюкаев. При реализации этого метода, по его мнению, возникают две существенных сложности: рост доли «плохих» активов и затруднение в их справедливой оценке, сообщает «Интерфакс».
По его оценке, в настоящее время объеме «плохих» активов в банковской системе составляет от 10 до 30%. Оптимальным решение проблемы он считает рекапитализацию банковского сектора за счет выпуска привилегированных акций банков, сформировавших портфель «плохих» активов, либо выпуск голосующих акций с опционом на их погашение в течение 3–5 лет и выкупом госдоли.
По мнению аналитика Альфа-Банка Натальи Орловой, существует два решения проблемы «плохих» активов: либо правительство и ЦБ будут рекапитализировать банки, либо создавать госагентство для работы с «плохими» долгами. «Оба этих инструмента нацелены на рекапитализацию», – сказала она газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что опасения того, что банк «плохих» активов работать не будет, совершенно оправданы. «Возможности оценить качество этих активов слишком малы. Государство может потратить огромные деньги, а в результате остаться ни с чем», – отметила Орлова.
В конечном счете, лучше поддерживать банки, а не создавать «мусорную свалку». «Если мы не готовые менять законодательство и структуру всей экономки, от идеи нужно отказаться», – добавила аналитик.