Премьер Украины Юлия Тимошенко и президент Виктор Ющенко пытаются убедить Запад и МВФ в том, что зарыли топор войны ради того, чтобы общими усилиями вывести Украину из кризиса.
Однако на деле все обстоит по-старому. И вопрос внесения антикризисных изменений в бюджет является одним из множества камней преткновения между президентом и премьером. Дело в том, что правительство Тимошенко не собирается сокращать расходы госбюджета-2009, рассчитывая получить займы у других стран и международных финансовых организаций. Кабинет министров принял решение оставить расходную часть госбюджета на прежнем уровне. Как заявил первый вице-премьер Александр Турчинов, правительство не находит в главной смете страны издержек, которыми можно было бы пожертвовать.
Во вторник, выступая с ежегодным посланием к украинскому парламенту, Ющенко подчеркнул необходимость восстановления финансовой стабильности в стране, назвав существующий бюджет популистским и несущим серьезную угрозу для национальных денег и цен.
«Нам нужно максимально сократить все непродуктивные расходы и наконец начать жить по доходам», – подчеркнул Ющенко. Вместе с тем он отметил необходимость сохранения финансирования в полном объеме социально защищенных статей госбюджета.
В условиях дефицита ресурсов президент настаивает на необходимости прекращения их распыления. Поэтому, по его словам, стабилизационный фонд должен финансировать лишь самые важные проекты.
Президент также потребовал пересмотра изменений в бюджет пенсионного фонда. Он считает необходимым проведение пенсионной реформы. «Разве нормально, что бывший прокурор устанавливает через суд пенсию в 50 тысяч гривен (6 тыс. долларов)?» – возмутился президент. «Нужно отменить все специальные пенсии, оставив единственные критерии – зарплату и стаж», – отметил он.
«С тяжелым сердцем, но прошу вас поддержать предложенное правительством повышение акцизов, расширение доходной базы Пенсионного фонда. Это тот минимальный шаг, который нужен для поддержки ресурсов нашего государства. Эти первоочередные шаги позволят нам спасти положение и в том числе укрепить сотрудничество с МВФ, которое возобновит доверие к Украине», – сказал президент.
Далее президент сообщил, что падение ВВП Украины в январе – феврале 2009 года составило 25–30% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Он добавил, что верит в возобновление темпов роста украинской экономики на уровне 6,5–7%. Ющенко отметил значительные как политические, так и экономические достижения Украины за последние пять лет. По его словам, до наступления экономического кризиса рост украинской экономики составлял 6,5–7%, что было одним из самых высоких показателей в Европе. «Я верю, что этот показатель будет возобновлен», – сказал президент.
Мы думали, что после такого вдохновляющего обращения президента к парламенту цинизм в украинской политике завершен
Ранее руководитель группы советников главы Нацбанка Украины Валерий Литвицкий в интервью газете ВЗГЛЯД утверждал, что ВВП страны в январе 2009 года снизился примерно на 20% к январю 2008 года.
Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский сообщил газете ВЗГЛЯД, что, по экспертным прогнозам, падения ВВП в Украине еще нет. Оно, по его мнению, может составить 12% и, несмотря на это падение, которое часто в мировых экономиках приводит к уменьшению инфляции или даже к дефляции, рост цен на Украине составит 18%.
Однако подтвердить или опровергнуть эти цифры невозможно. В феврале 2009 года Государственный комитет национальной статистики Украины отказался от ежемесячных публикаций динамики ВВП. Ведомство объявило, что будет обнародовать информацию раз в квартал. Украинские СМИ отмечали, что таким образом украинское правительство надеется скрыть факт обвала экономики.
В интервью газете ВЗГЛЯД народный депутат, член фракции Партии регионов, член совета НБУ Василий Горбаль заявил, что на сегодняшний день нет ни одного эксперта, который бы прогнозировал рост ВВП страны, поэтому необходимо пересмотреть бюджет-2009 и откорректировать его в соответствии с реальными показателями экономики Украины. По мнению депутата, «в любом случае речь идет о том, что все эксперты говорят о снижении ВВП, а в бюджете у нас заложены совершенно иные показатели, заложены показатели роста. Это говорит о том, что у нас есть объективная необходимость реального пересмотра бюджета».
Во вторник, выслушав просьбы Ющенко, парламент приступил к работе над антикризисными законами. В итоге Верховная рада приняла в целом лишь три закона об акцизных сборах на табачные и алкогольные изделия, а также на дизтопливо. Но не были приняты три закона, целью которых было сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, внедрить равную уплату взносов в пенсионный фонд и предоставить денежную компенсацию Нафтогазу.
За них проголосовали полностью фракции БЮТ, Блока Литвина и часть НУ–НС. Не проголосовали часть депутатов от НУ–НС, которые входят в группу «Единого центра», близкую к председателю секретариата президента Виктору Балоге.
«Мы думали, что после такого вдохновляющего обращения президента к парламенту цинизм в украинской политике завершен и будет проголосован антикризисный пакет. К сожалению, на эту минуту я считаю, что цинизм остался», – сказала Тимошенко во вторник.
Премьер напомнила, что мировые финансовые организации также выразили полную поддержку этих законопроектов. «Команда народных депутатов, которая подчиняется президенту и главе его секретариата Виктору Балоге, не проголосовала, действуя, очевидно, по принципу «чем хуже – тем лучше», хотя предварительно все позиции были договорены», – сказала она.
Тимошенко пообещала провести консультации с президентом для того, чтобы уже в среду вернуться к голосованию. «Все зависит, в первую очередь, от позиции президента», – сказала Тимошенко.
Далее Тимошенко пригрозила ухудшением отношений МВФ и Украины.
«Но в то же время мы не убеждены, будет ли возвращение миссии МВФ в Украину, если до конца не выполнены определенные элементы общей программы», – сказала она.
Эти угрозы вполне реальны, поскольку единство президентской и премьерской сил необходимо для получения второго транша МВФ.
Однако даже перспектива неполучения этих денег не может заставить премьера и президента договориться. Напомним, что Украина планировала получить стабилизационный заём у России именно для покрытия бюджетного дефицита. Однако после подписания с ЕС антироссийской декларации о модернизации украинской газотранспортной системы Россия приостановила переговоры.