Газпром оценивает затраты на строительство газопроводной системы «Южный поток» до 25 млрд евро. Как сообщает «Интерфакс», такие данные содержатся в презентации Газпрома к встрече с инвесторами в пятницу в Москве.
Мы надеемся, что строительство «Южного потока» будет ускорено, мы окажем содействие этому проекту
В том числе более чем в 4 млрд евро оцениваются затраты на прокладку морского газопровода по дну Черного моря, прокладка сухопутных продолжений магистрали до Австрии (1 300 км) и до Адриатического побережья Греции (990 км) – еще в 15–20 млрд евро.
Ожидаемое начало эксплуатации газопровода – конец 2014-го – начало 2015 года.
Накануне главы двух государств – России и Болгарии – подписали соглашение по стратегически важному «Южному потоку» и решили ускорить работы по реализации проекта.
Проект строительства газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы Газпром реализует в целях диверсификации маршрутов экспортных поставок природного газа.
«Мы надеемся, что строительство «Южного потока» будет ускорено, мы окажем содействие этому проекту, а также проекту Nabucco, который является европейским приоритетом», – заявил президент Болгарии Георгий Пырванов.
Как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, Россия и Болгария намерены наращивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики и увеличить его мощность по сравнению с ранее запланированной, а кроме того, выйти на прямое сотрудничество между Газпромом и «Булгаргазом».
По его словам, Россия давно работает над диверсификацией маршрутов поставок газа в Европу.
«Мы давно этим занимаемся. Конечно, здесь, прежде всего, имеется в виду ускорение работ по «Южному потоку», а может быть, и увеличение мощности этого газопровода», – сказал Медведев по итогам российско-болгарских переговоров в Москве.
Он пояснил, что российская и болгарская делегации говорили о том, чтобы «побыстрее перейти от стадии согласования проектной документации к непосредственным работам, строительным работам этого газопровода», сообщает РИА «Новости».
Болгария больше других европейских потребителей пострадала от приостановки поставок российского газа в январе. В стране пришлось закрывать школы, детские сады, останавливать предприятия. Поэтому болгары даже объявили, что подадут иск в международные судебные инстанции к поставщикам.
Но вскоре в правительстве возобладали более прагматичные настроения. И по здравому размышлению болгарская сторона пришла к выводу, что резоннее всячески продвигать диверсификацию поставок.
В результате и родилось официальное заявление, что Болгария поддерживает оба варианта альтернативных (минуя Украину) поставок газа – и Nabucco, и «Южный поток». При этом болгарские эксперты скептически оценивают шансы Nabucco. Зато в отношении «Южного потока» Болгария имеет ключевое значение, ее отказ от сотрудничества был бы крайне неблагоприятен для Газпрома. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть географический атлас.
Партнерство с Болгарией, которое было фактически оформлено на встрече президентов двух стран, дает России козырь в переговорах с Турцией. Турки в последнее время пытаются взвинтить цену своего участия в проекте. Теперь им придется учитывать, что появляется вариант, когда в принципе можно провести трубу и в обход их территории.
Кроме того, участие в «Южном потоке» даст Болгарии в перспективе устойчивый доход от платы Газпрома за транзит по территории этого небогатого балканского государства, которое не располагает никакими полезными ископаемыми. А еще в результате январской газовой блокады Европы болгары получили хороший шанс продолжить строительство атомной электростанции. До последнего времени ЕС был против этого, и Болгария могла лишиться кредитов, если бы стала строить ядерный объект вопреки европейскому мнению. Теперь же даже немцы всерьез думают об атомной энергетике.
Все это и позволяет болгарским аналитикам и болгарской прессе осторожно цитировать славянскую пословицу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».