Возвращение к истокам
Минпромторг не исключает возрождения автомобильных брендов «Чайка» и «Москвич». Об этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
По его словам, новый национальный игрок автомобильной промышленности должен иметь не менее 4–5 платформ, в производство должно поступить 16–20 моделей машин.
«Автомобильная история говорит, что бренд проще воссоздать, чем создавать с нуля, это несет некий шарм привязанности к корням, если у бренда это, конечно, есть», – цитирует Рахманова радиостанция. «Не исключено, что люди, ностальгирующие по «Москвичу», смогут его получить», – добавил Рахманов.
Также чиновник упомянул и о бренде «Чайка». «Если мы говорим про «Чайку», она по праву принадлежит Горьковскому автозаводу, и если они решат восстановить такой бренд, то почему нет», – заявил он.
Советские бренды
Напомним, автомобили «Москвич» выпускал расположенный на юго-востоке Москвы Автомобильный завод Ленинского Комсомола (АЗЛК). После перестройки автозаводу не удалось найти своего места, последней полностью своей моделью стал «Москвич-2141». Попытки наладить на заводе производство мелкосерийных дорогих автомобилей «Святогор», «Юрий Долгорукий» и пр. не увенчались успехом. В 2001 году конвейер завода встал окончательно, а в 2006 году был ликвидирован. Сейчас на территории бывшего завода двигателей совместно с Renault собираются автомобили Renault Logan.
В свою очередь, «Чайки» выпускались в 1950–1980-е годы на Горьковском автозаводе. Так называли модели ГАЗ-13 и ГАЗ-14 представительского класса. Такие машины использовались лидерами Советского государства, последний подобный автомобиль был произведен в 1989 году.
Не время для ностальгии
Надо сказать, Алексей Рахманов выбрал для ностальгии не лучшее время – нынешнюю ситуацию в российском автопроме иначе как критической не назовешь. По данным агентства «Автостат», отечественный авторынок за девять месяцев 2009 года сократился почти вдвое. Главный же российский производитель легковушек – АвтоВАЗ – и вовсе увяз в долгах, на заводе вероятны массовые сокращения.
Опрошенных газетой ВЗГЛЯД автопроизводителей предложение Минпромторга застало врасплох. «У нас нет никаких планов по производству «Москвича» на наших мощностях», – говорит официальный представитель «Автофрамоса» Ольга Сергеева. По ее словам, никакой связи, кроме территориальной, между ее компанией и «Москвичом» нет.
Торговая марка «Чайка», как и «Победа», принадлежит Горьковскому автомобильному заводу. В 2007 году их запатентовала компания «Русские машины», принадлежащая Олегу Дерипаске. Тогда в компании заявляли, что не намерены производить машины под таким названием, намереваясь использовать права для производства сувениров и игрушек.
Дорогое удовольствие
Во сколько обойдется инвестору строительство принципиально новых «Москвича» и «Чайки»? «Разработка одной платформы обойдется примерно в 1 млрд долларов», – оценил проект Рахманова директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Для сравнения: платформа для выпуска автомобиля Lada Kalina обошлась АвтоВАЗу в 800 млн долларов. «Конечно, если делать несколько моделей на одной платформе, это будет стоить дороже», – утверждает он.
Дорого? Другие эксперты настроены еще более пессимистично. «Разработка новой модели обойдется в 4–5 млрд евро и займет около пяти лет – такова мировая практика», – отмечает независимый автоэксперт Сергей Асланян.
В оценке же того, насколько возрожденные «Москвичи» и «Чайки» придутся по нраву россиянам, эксперты также расходятся. Целиков из «Автостата» настроен оптимистично. «Бренд важен для восприятия машины, на нем можно хорошо сыграть», – отмечает эксперт. Он напоминает, что Volkswagen выпустил новую версию некогда суперпопулярного автомобиля Beetle («Жук»). «Технически это, конечно, разные машины, но используется именно ностальгическая нотка», – сказал Целиков.
В свою очередь, как считает Аслоян, «Москвич» не вызывает никаких позитивных эмоций у россиян. По его мнению, эти машины станут покупать, только если под ними будет скрываться хорошая иномарка. «В целом же я не вижу ни лишних денег, ни спроса на российском рынке на такой автомобиль», – резюмирует эксперт.