Российскую банковскую систему ожидает консолидация в условиях, вызванных мировым финансовым кризисом. Об этом в интервью информационному телеканалу «Вести» заявил председатель правления Сбербанка России Герман Греф.
Это будет значительно более консолидированная и здоровая финансовая система, банковская система
По его мнению, российская банковская система в условиях кризиса и на выходе из него будет изменяться по двум параметрам. «Первый параметр – это консолидация. Количество банков серьезно уменьшится, – отметил Греф. – Очень активные процессы консолидации начнутся уже ближе к первому полугодию, хотя конец прошлого года уже ознаменовался началом такого рода процессов».
Второй параметр, по словам главы Сбербанка, – «совершенно новый технологический уровень банков». В первую очередь, считает он, это абсолютно другая модель управления рисками.
«Думаю, что на выходе из этого кризиса банки существенно изменят свое понимание управления рисками и, самое главное, систему управления ими», – подчеркнул Греф, передает ИТАР-ТАСС.
«Это будет значительно более консолидированная и здоровая финансовая система, банковская система», – сказал он. Правда, добавил, что дожить до ее формирования подавляющему большинству банков без помощи государства не удастся.
Накануне премьер-министр России Владимир Путин в интервью агентству Bloomberg отметил, что консолидация в отечественной банковской системе востребована уже давно. «Если вы посмотрите на количество банков в России и на количество банков в развитой экономике – многовато. Но мы не собираемся это (Осуществлять консолидацию. – Ред.) делать искусственно», – сказал он.
По мнению главы Сбербанка, кризис будет более длинным, «чем все мы ожидали». «Это кризис на несколько лет, очевидно», – признал он.
По мнению аналитика ФК «Калита-Финанс» Андрея Гангана, нынешний кризис будет полезен не для банков, а для всей банковской системы в целом, обеспечивающей нормальное функционирование реального сектора, а вместе с ним и положительный рост экономики страны.
«Финансовый кризис может стать неким «санитаром леса», где слабые и неконкурентные банки подвергнутся ликвидации либо вынуждены будут искать возможности объединения с более крупными и устойчивыми финансовыми институтами», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
В целом процессы консолидации в тяжелые для национальной экономики времена – явление довольно частое. Объединяя свои ресурсы, банки добиваются определенной синергии. Часть из них размывают тем самым долю «плохих» кредитов, другие используют сделки по слиянию и поглощению для диверсификации своей продуктовой линейки, третьи наращивают объемы активов для привлечения более крупных клиентов.
Проблема, по мнению Гангана, вовсе не в количестве, а в качестве. Ведь не секрет, что часто новые кредитные организации создаются лишь с целью совершения каких-либо финансовых афер по отмыванию средств.
Между тем к вопросу о пересмотре принципов управления рисками необходимо подходить весьма осторожно, считает эксперт. Понятно, что в числе главных причин финансового кризиса – халатное отношение крупнейших финансовых институтов к оценке рисков.
«Банки настолько увлеклись эмиссией сложных структурных деривативов и перераспределением (как они считали) рисков, что полностью начали игнорировать все базовые принципы риск-менеджмента. В итоге мы получили крупнейший за последние десятилетия кризис ликвидности и недоверия, а финансовые институты, «перераспределявшие» риски, либо обанкротились, либо списывают миллиардные убытки», – пояснил Ганган.
В этом смысле пересмотр и ужесточение политики управления рисками вполне оправданы. Главное, по словам аналитика, чтобы новые принципы еще более не усиливали недоверие, когда банки аккумулируют все денежные средства у себя, боясь выдавать кредиты даже потенциально очень надежным заемщикам.