Министр финансов России Алексей Кудрин во время Международной научной конференции ГУ-ВШЭ «Модернизация экономики и глобализация» выступил против того, чтобы за счет государственных средств и кредитов поднимать отдельные отрасли экономики.
Кудрин предупреждает о том, что при избыточном предложении банков возникнет спрос, который не может быть удовлетворен производством
«Всегда, когда государство начинает вмешиваться в поддержание отдельных отраслей, стимулировать их и выдавать кредиты, создается мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет», – сказал Кудрин.
Основным условием развития экономики России, с четырехкратным увеличением производительности труда, он считает развитие конкуренции, а не раздачу «дешевых кредитов и покупку технологий за счет государственного бюджета». Кудрин предупреждает о том, что при избыточном предложении банков возникнет спрос, который не может быть удовлетворен производством.
«Прирост объемов кредитования до 50% не удовлетворен нашей промышленностью, – говорит он. – Отсюда рост цен и увеличение импорта на 30% в год. А это в свою очередь вызывает перегрев экономики».
Сложившаяся ситуация вызовет избыточную капитализацию ряда отраслей, а это ведет к падению рынков и тому, что вложенные ресурсы не будут оправданы, считает Кудрин. В то же время все силы властей должны быть направлены на создание макроэкономической стабильности в стране.
Он еще раз повторился, что в этой обстановке Минфин выступает против снижения налогов для малого бизнеса, в частности НДС. В ближайшие четыре года уменьшится доля нефтегазового сектора экономики до 14%, и заместить выпадающие доходы будет нечем. По прогнозам бюджетные расходы придется сократить на 1,5% ВВП.
На это министр экономического развития и торговли России Эльвира Набиуллина возражает, что приоритет макроэкономической стабильности никто не подвергает сомнению, однако она невозможна без устойчивого экономического роста.
«Инерционность политики не приведет к росту инновационной экономики, – утверждает Набиуллина. – Однако сейчас страна находится в состоянии выбора между созданием потенциала для долгосрочного экономического развития и необходимостью поддержания финансовой стабильности».
Россия исчерпала источники для экспортно-сырьевого развития, предупреждает глава МЭРТ. Поэтому России нужны прорывные проекты и инвестиции частного сектора, которые государство должно стимулировать налоговыми методами.
«Перед страной поставлены новые задачи, но они наталкиваются на ограничительную финансовую политику», – говорит она.
По мнению министра, налоговая система страны должна стимулировать бизнес.
«Мы снижаем налоги не для того, чтобы ослабить бюджет, а чтобы дать ему в перспективе более надежную налоговую базу», – объяснила она.
Для этого нужно дать предприятиям такие условия работы, при которых дополнительные ресурсы пошли бы не на разогрев инфляции и не на экспорт капитала, а на инновации и человеческий капитал, считает министр.
Первый заместитель председателя ЦБ России Алексей Улюкаев согласился, что по индексу потребительских цен и уровню инфляции экономика обнаруживает признаки перегрева: россияне активно вкладывают в евро, увеличивается потребление, растет разрыв между спросом и предложением. Инвестиции в инновации делаются за счет внешних вливаний. В таких условиях, считает он, необходимость расширения налоговой базы вследствие снижения налогов – это большой вопрос.
«НДС нужно снижать в последнюю очередь, потому что это будет вести к повышению спроса, а не предложения, что в целях перегретой экономики действует негативно», – говорит он.
«Я бы не стал утверждать, что в России начался перегрев экономики, – сказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин. – Есть некоторые узкие места – ограничение возможностей энергетической инфраструктуры, рост заработной платы и высокая инфляция, однако она была вызвана дороговизной продуктов, а не спадом производства».
В ближайшие годы российская экономика продолжит рост, считает эксперт. Возможно, проблемы на зарубежных финансовых рынках несколько охладит активность в ряде секторов, однако ситуация в целом будет лучше, чем в прошлом году. Если же говорить о влиянии снижения налогов на перегрев экономики, то, по общепринятой теории, оно гораздо меньше, чем рост государственных расходов, как, например, вливание денег в госкорпорации, утверждает Надоршин.