Правительству необходимо предусмотреть в разрабатываемом сейчас законе «О торговле» введение предельного уровня торговой наценки на отдельные социально значимые виды продуктов, считает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
На такие социально значимые товары, как хлеб, молоко, яйца, торговая наценка не должна превышать 10–12%
На такие социально значимые товары, как хлеб, молоко, яйца, торговая наценка не должна превышать 10–12%, сообщил после заседания правительства, на котором обсуждался данный вопрос, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
«Когда анализируешь структуру, то получается, что торговая наценка доходит до 30–40%, а труд крестьян при этом составляет 20–25%, – отметил Алексей Гордеев. – Это несправедливо».
По словам министра, сейчас по закону о торговле ведутся дискуссии, при этом главное, чтобы «государство своими такими действиями большого слона не навредило и не сделало еще хуже ситуацию на потребительском рынке».
МЭРТ и Минсельхоз сейчас заканчивают работу над проектом закона. В весеннюю сессию законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму.
Законопроект предполагает установление предельной наценки на социально значимые товары по 5–6 позициям. В него также включено предложение МЭРТ о «применении практики соглашений производителей и продавцов».
Спектр способов вмешательства в ценообразование определен так: добровольная заморозка, фиксирование цифр на ценниках или ограничение торговой наценки.
Предполагается, что все ограничения будут касаться только продовольственных социально значимых товаров.
Сейчас на рынке действует временное соглашение о заморозке цен на социально значимые товары. Впервые оно было подписано осенью прошлого года после резкого всплеска инфляции. Инфляция в России по итогам 2007 года составила 11,9%.
Первоначально данный документ был подписан 15 октября участниками рынка на срок до 1 февраля 2008 года. 31 января 2008 года производители и торговцы продовольствием продлили еще на три месяца мораторий на повышение цен на основные виды продовольствия.
Под действие соглашения подпали 6 наименований товаров: два вида хлеба – пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир 1%-ный, масло подсолнечное и яйцо куриное.
Документ подписали представители «Юнимилка», «Вимм-Билль-Данна», торговых сетей «Ашан», Metro, «Копейка» и др.
По мнению экспертов, меры по заморозке цен на некоторые виды продуктов могут оказать только временную пользу.
Свои убытки торговые сети компенсируют за счет повышения цен на «несоциальные» продукты. В то же время заморозка цен вообще не оказывает сколько-нибудь серьезного влияния на общую инфляцию.
В январе 2008 года, когда вследствие роста тарифов традиционно растут цены, инфляция в России составила 2,3%, инфляция в феврале была на уровне 1,2%.
Аналитики опасаются, что мера по установлению предельной наценки также не принесет желаемого результата.
«Попытки регулировать ценообразование на рынке нерыночными методами недейственны», – подчеркивает старший экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
По его словам, рынок все равно «извернется» и найдет способы компенсировать свои потери.