Сроки запуска трубопровода Nabucco откладываются уже второй раз, передает Bloomberg. Изначально газопровод должен был начать работу в 2011 году, затем ввод в эксплуатацию перенесли на год. Об этом говорится в официальном сообщении консорциума Nabucco Gas Pipeline International.
Пока у участников Nabucco нет конкретных договоренностей о поставках газа, инвесторы не хотят финансировать дорогостоящий проект
Инициаторы проекта во вторник официально объявили о присоединении к проекту шестого партнера – германского энергетического концерна RWE. Ранее участниками консорциума являлись пять компаний: австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz.
Проект Nabucco стоимостью 5 млрд евро (7,3 млрд долларов) предполагает строительство газопровода из каспийского региона в Европу в обход России. Максимальная пропускная способность Nabucco, длина которого составляет 3300 километров, оценивается в 31 млрд кубометров газа.
Не исключено дальнейшее расширение состава участников проекта Nabucco. Ранее австрийские чиновники упоминали, что в состав консорциума может войти азербайджанская госкомпания Socar. Ожидается, что седьмым участником проекта станет Gaz de France.
Как сообщил президент Румынии Траян Басеску после встречи с президентом Франции Николя Саркози, Gaz de France дала согласие на участие в Nabucco. Для вхождения в проект нового участника требуется одобрение 6 нынешних партнеров по проекту Nabucco.
Однако Анкара выступала против участия французской компании в проекте строительства газопровода Nabucco, поскольку Турцию не устраивает позиция Франции по поводу признания геноцида армян и попытки затянуть вступление Турции в Евросоюз.
Проект Nabucco затевался в надежде снизить зависимость Европы от импорта российского газа и рассматривался в качестве конкурента российско-итальянскому «Южному потоку», который запустят Газпром и Eni.
Анна Анненкова из ИК «Баррель» отмечает, что основная слабость проекта Nabucco – неспособность обеспечения газопровода сырьем. По ее словам, объемов добываемого в Азербайджане газа едва хватает на удовлетворение собственных нужд, а Казахстан и Туркменистан предпочитают экспортировать газ через Россию. Кроме того, «Южный поток» практически повторяет траекторию Nabucco.
Пока участники Nabucco, привлекая новых участников, пытаются уменьшить риски финансирования. Однако во многом проект Nabucco явился политическим маневром, и со временем это становится всё яснее.
«Пока у участников Nabucco нет конкретных договоренностей о поставках газа, инвесторы не хотят финансировать дорогостоящий проект, – говорит эксперт ИК «Баррель». – Инициаторы Nabucco, понимая, что теряют рычаги управления, предпочитают откладывать сроки проекта в надежде на изменение ситуации к лучшему».
У Европы еще остается надежда на иранский газ, однако политическая ситуация вокруг Ирана также не дает гарантий наполняемости Nabucco. Кроме того, как заявляют эксперты, газопровод может стать мишенью для террористов.
«Трубопровод Nabucco автоматически следует считать объектом, находящимся в верхнем рейтинге террористических угроз, на ближайшие несколько лет, причем на всем его протяжении», – цитирует РИА «Новости» руководителя Антитеррористического центра СНГ Андрея Новикова.
По его словам, в 2007 году представитель курдских сепаратистов Сейван Барзани говорил о том, что если турецкие войска войдут в Северный Ирак, курды начнут боевые действия на территории Азербайджана.