В среду заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что снижение ставки НДС до 10% невозможно. Более того, снижение налога даже до 12% с 2011 года нанесет ощутимый урон бюджету. «Выпадающие» доходы в таком случае составят порядка 1 трлн рублей.
Повышение ставки НДПИ также не сможет исправить ситуацию, потому что производители не выдержат такой нагрузки
При этом компенсации этих выпадающих доходов за счет других источников, например, нефтегазовых трансфертов, не хватит. По словам замминистра, их хватит на год или два, но затем нужно будет сокращать на такую сумму расходы. Повышение ставки НДПИ также не сможет исправить ситуацию, потому что производители не выдержат такой нагрузки.
Напомним, Владимир Путин в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета заметил, что для стимулирования отечественных компаний правительству и Госдуме нужно двигаться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.
Глава Экспертного управления администрации президента России Аркадий Дворкович в пятницу заявил, что НДС может быть снижен до 12–13% уже к 2009–2010 году.
После этого объединения предпринимателей – РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России», – воспрянувшие после заявления президента, решили не оттягивать нововведения и предложили радикальное снижение ставки налога до 10% уже с 2009 года.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил пойти еще дальше по пути облегчения налогового беремени. В своей экономической программе он предложил не только «как можно быстрее принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС», но и «продолжить анализ целесообразности и другого шага – замены НДС на налог с продаж».
Но, исходя из слов Шаталова, про 10% им придется забыть, да и про 2009 год тоже. Замминистра сказал, что снижение НДС в это время маловероятно. «С 2009 года думаю, никак. Бюджет на 2009 год уже готов», – цитирует его ИТАР-ТАСС. Кроме того, идею замены НДС на налог с продаж Шаталов также не счел удачной.
Шаталов добавил также, что в настоящее время рассматриваются различные варианты снижения ставки НДС. Окончательные цифры Минфин представит к лету.
Ведущий аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов склоняется к мнению Минфина.
«Положительный макроэкономический эффект может быть достигнут при небольшом снижении ставки налога на добавленную стоимость, когда бюджет в состоянии справиться с потерей этих средств, – говорит эксперт. – Но выпадающие доходы при значительном уменьшении ставки НДС (до 10%) оказались бы настолько велики, что без отказа от части социальных и инвестиционных программ нельзя было бы сбалансировать бюджет».
Главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин считает, что снижение НДС произойдет после выполнения действующего трехлетнего бюджета, то есть с 2011 года. «Я полагаю, что и президент страны, и кандидат в президенты Дмитрий Медведев в своих выступлениях не имели в виду сиюмоментное снижение ставки по налогу на добавленную стоимость до 10%».
По его словам, правительству придется искать пути компенсации выпадающих доходов в тех отраслях, где прибыль очень высока.
«Думается, налогообложение металлургов, к примеру, или экспортеров газа можно пересмотреть. Годовой объем экспорта металлов достигает 40 млрд долларов. Конъюнктура цен на газ тоже благоприятна. Что касается налогообложения нефтяников, то они и так платят достаточно», – считает аналитик.