Структура валютных резервов России на 1 ноября такова: 45% – доллары, 44% – евро, около 10% – фунты стерлингов и чуть более 1% – японская иена, передает ПРАЙМ-ТАСС. Об этом сообщил в среду глава Банка России Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа». При этом Игнатьев отметил, что доходность валютных резервов в 2008 году снизилась.
РФ обеспечивает стабильность своей валюты, учитывая и фундаментальные показатели нашей экономики
По предварительным данным, за 10 месяцев текущего года в годовом выражении доходность валютных резервов составила 3,9% для портфеля активов в долларах США (в 2007 году – 6,3%), 5,7% – для активов в евро (3,8%), 6,2% – в фунтах стерлингов (7%) и 0,5% – для активов в иенах (0,7%).
Игнатьев пояснил, что это связано с существенным снижением ставок Федеральной резервной системой США и Банком Англии, а также с изменением структуры резервов Банка России в пользу более надежных инструментов, таких как гособлигации и операции РЕПО, отмечает ИА «Финмаркет».
Правда, заметно снизилась не только доходность, но и сами резервы. По словам Игнатьева, только за сентябрь – октябрь объем международных резервы России сократился на 97,6 млрд долларов. Основная причина – поддержка национальной валюты.
С целью поддержания курса рубля Банк России продавал иностранную валюту, объем продаж за указанные два месяца составил 57,5 млрд долларов.
Еще одной причиной сокращения резервов Игнатьев назвал переоценку валютных резервов из-за повышения курса доллара к фунту стерлингов и евро – 30,1 млрд долларов. Кроме того, ЦБ разместил 14 млрд долларов на депозиты в ВЭБ.
В тоже время, отметил глава Центробанка, за эти два месяца Банк России получил инвестиционный доход в размере порядка 3 млрд долларов.
По мнению финансового аналитика FхPro Александра Купцикевича, 57,5 млрд долларов (или почти 60% от снижения международных резервов) – весьма впечатляющая сумма. «Она-то как раз и показывает, что наиболее острая борьба российским ЦБ ведется именно на фронте поддержки курса рубля», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, считает Купцикевич, не стоило прикладывать такие усилия в сентябре – октябре, чтобы удерживаться именно на уровне в 30,40 по бивалютной корзине. «Сейчас этот уровень составляет 30,70, всего 1%. Рублю надо дать еще немного больше свободы, потому что позволить снизиться на 1% процент за 2,5 месяца – это практически ничто», – пояснил он.
Если курс будет более гибкими, участники рынка не будут с таким страхом ожидать, на сколько же сократились международные резервы и на сколько их еще хватит, добавил аналитик. При этом поддерживать рубль все-таки необходимо, в том числе и из-за огромного импорта товаров: слабый рубль автоматически взвинтит цены.
«По словам Дмитрия Медведева, три месяца кризиса стоили стране 20% суммы золотовалютных резервов, или 122 млрд долларов. Из них только на поддержание курса рубля было потрачено 57,5 млрд долларов, то есть примерно половина», – напоминает директор по связям с общественностью «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Между тем эксперты сходятся во мнении, что до конца года ЦБ, скорее всего, будет поддерживать рубль.
Как заявил в среду вице-премьер России, министр финансов Алексей Кудрин, также выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа», Россия обеспечивает стабильность своей валюты с учетом фундаментальных показателей экономики.
«РФ обеспечивает стабильность своей валюты, учитывая и фундаментальные показатели нашей экономики. Всегда должна происходить коррекция с учетом среднесрочных и долгосрочных тенденций платежного баланса страны, торгового баланса страны. А для нашей страны это еще и цена на нефть, приток и отток капитала», – цитирует его слова «Интерфакс».
По словам Кудрина, «шоковые изменения, одномоментные изменения у нас могут быть преодолены, и это обеспечивается соответствующими ресурсами».
Кроме того, Кудрин подчеркнул, что достигнутые объемы золотовалютных резервов в России позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты.
В последние годы Банк России «успешно обеспечивал надежность и переход к конвертируемости российского рубля, базой для чего являются золотовалютные резервы», отметил Кудрин.
Он обратил внимание на то, что за последний месяц девальвировали свои валюты примерно 30 стран, в том числе Индия, Бразилия, Чехия, Венгрия, ряд стран Центральной и Восточной Европы и другие. При этом Кудрин заметил, что эти страны девальвировали свои валюты за последний месяц больше чем на 10% в связи с тем, что у них не было достаточных золотовалютных резервов.