Представители Консервативной партии потребовали от правительства прекратить переговоры с Газпромом о поставках газа в объекты национальной системы здравоохранения.
Недавно Газпром начал переговоры о поставке сырья на более выгодных условиях
Ежегодно это ведомство приобретает природный газ на 200 млн долларов. Недавно Газпром начал переговоры о поставке сырья на более выгодных условиях. Но теневой министр здравоохранения Майк Пеннинг посоветовал премьер-министру Гордону Брауну немедленно отказаться от этой сделки. Политик мотивировал свою инициативу возникшим кризисом между Лондоном и Москвой.
Пресс-служба Газпрома отказалась комментировать инициативу британских оппозиционеров. Источник газеты ВЗГЛЯД в монополии напомнил, что Консервативная партия не находится у власти. «Здесь в большей степени замешана политическая игра как внутри страны, так и на мировой площадке, – отмечает он. – Сотрудничество Соединенного Королевства с Газпромом в любом случае неизбежно, мы и так владеем довольно существенной частью рынка, и наше влияние будет расти». В штаб-квартире Консервативной партии затруднились оперативно прокомментировать ситуацию, сославшись на отсутствие пресс-секретаря Натали Кирби.
«Газпром – достаточно эффективное средство работы с электоратом в Великобритании, – согласен с сотрудником концерна эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Как правило, отношения Москвы и Лондона по газовым вопросам обостряются именно в преддверии парламентских выборов». Аналитик напомнил, что лейбористы очень долго добивались блокирования сделки по покупке Газпромом компании Centrica, хотя официальных данных о том, что монополия ведет такие переговоры, не было.
Заявления политиков носят скорее имиджевый характер. После ухода Тони Блэра с поста премьер-министра позиции лейбористов стали слабее. Сказывается ряд проблем, которые навалились на кабинет господина Брауна, – угроза террористических актов, наводнения в Великобритании.
Консерваторы решили усугубить давление на правящую партию, разыграв традиционную карту – Газпром. Лейбористы тоже, конечно, не хотят допускать монополию к муниципальным учреждениям, тем более к больницам.
Компания ВР, у которой достаточно сильные связи в обеих партиях, может поддерживать полемику, считает политолог. В преддверии потери лицензией дочки этой компании в Великобритании была развернута информационная компания по ослаблению позиций российской корпорации. Тогда появилось предложение Тони Блэра об отказе от допуска российских компаний на рынок.
По данным Института проблем естественных монополий, в настоящее время на британском рынке газа работает более 70 компаний.
Крупнейшими поставщиками на сегодняшний день выступают Норвегия – 14,1 млрд кубометров, и Россия – порядка 5 млрд кубометров. Доля импорта газа в Великобритании составляет сегодня порядка 17,5%. По прогнозным оценкам, к 2020 году она увеличится уже до 80%.
Средняя цена реализации газа в Великобританию составила в конце 2006 года порядка 300 долларов за тысячу кубометров.
«Завоевание рынка природного газа Великобритании – один из приоритетов стратегии Газпрома, – отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова. – Прежде всего это объясняется высокой доходностью, которую можно получить на этом рынке, а также быстрым ростом объема импорта».
По данным аналитика, к 2010 году монополия планирует увеличить экспорт газа в Великобританию до 10 млрд кубометров в год и освоить долю рынка, составляющую более 10%.
«Маловероятно, что отказ британской стороны от поставок российского газа для нужд Минздрава Великобритании представляет собой попытку снизить цену на углеводородное сырье, – резюмирует госпожа Овсянникова. – Скорее всего, ситуация имеет политическую подоплеку и связана с наступившей в последнее время политической напряженностью в отношениях между странами».