«Проект в Турции мы заморозили. Будем расширять завод в Бургасе и доведем его до 10 млн с 7,5 млн тонн нефти в год. Наши специалисты посчитали, что это более эффективно», – сообщил во вторник президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Подписание межправительственного соглашения о проекте строительства нефтепровода Бургас – Александруполис снова откладывается
НПЗ в Бургасе – крупнейший на Балканах. ЛУКОЙЛ приобрел контрольный пакет акций завода за 101 млн долларов в октябре 1999 года. Еще 13,11% акций российская компания до последнего времени контролировала через родственные структуры. В январе 2005 года ЛУКОЙЛ увеличил свою долю в НПЗ до 93,16%, выкупив по оферте 22,05% акций завода.
Объем инвестиций компании в НПЗ оценивается примерно в 400 млн долларов. Планируется, что в результате реализации программы модернизации в 2007 году завод перейдет на выпуск нефтепродуктов по стандарту «Евро-3», а к 2009 – по стандарту «Евро-4».
Летом 2006 года ЛУКОЙЛ обращался к турецкому правительству с просьбой предоставить разрешение на строительство нового НПЗ в Турции на берегу Черного моря с годовой мощностью переработки 8–10 млн тонн. Стоимость проекта по прогнозам должна была составить около 3 млрд долларов. По информации Reuters, стороны не пришли к компромиссу относительно расположения производственной площадки. Отраслевые эксперты считают, что ЛУКОЙЛ сумеет закрепиться на турецком рынке, несмотря на отказ от строительства НПЗ.
«Одним из мотивов строительства НПЗ в Турции было стремление избавиться от проблемы вывоза нефти на экспорт через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы, – напоминает аналитик «Ак Барс Финанс» Александр Блохин. – Однако в последнее время резко ускорилась реализация проекта Бургас – Александруполис, предполагающего экспорт нефти через территорию Болгарии и Греции в обход проливов. Проект строительства НПЗ стал менее привлекательным для ЛУКОЙЛа. Но концерн не отказался от планов расширения своего присутствия на турецком рынке нефтепродуктов. Другое дело, что теперь он будет делать это за счет увеличения экспорта продукции со своего завода в Болгарии».
Ранее Вагит Алекперов говорил, что ЛУКОЙЛ не исключает возможности увеличения в Турции количества автозаправочных станций до 500 от нынешних 15.
По проекту нефтепровода Бургас – Александруполис нефть из России и стран Черноморского бассейна будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда по новому нефтепроводу – в греческий город Александруполис, а затем – в страны Западной Европы. Накануне осведомленные источники сообщили, что подписание межправительственного соглашения о проекте строительства нефтепровода Бургас – Александруполис снова откладывается и 5–6 марта, как было запланировано, не состоится. В болгарском министерстве регионального развития уточнили, что ждут предложений от российской стороны о новой дате подписания договора. А в Минпромэнерго РФ говорят, что «идет внутреннее согласование документов».
«Нефтепровод Бургас – Александруполис будет являться важнейшим экспортным маршрутом, и, возможно, на заводе ЛУКОЙЛа в Бургасе будет перерабатываться часть нефти, доставляемая из Новороссийска в болгарский порт, – предполагает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – В перспективе это может привести дальнейшему расширению завода».
По мнению господина Разуваева, в Турции складывается не очень благоприятный инвестиционный климат для российских нефтяных компаний. «Достаточно вспомнить, как Татнефть пыталась купить турецкую нефтеперерабатывающую структуру Tupras, сделка была аннулирована турецкой стороной. Кроме того, Турция занимает жесткую позицию по вопросу транспортировки нефти танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы. Так что решение ЛУКОЙЛа правильное», – говорит эксперт.