– Борис Юрьевич, вы сегодня встречались с Владимиром Путиным. Не могли бы рассказать, о чем вы разговаривали?
Раздутые штаты бухгалтерии, огромные пачки документов, нагрузка на инспекции сопровождают обслуживание этого налога
– Разговаривали о самом главном – о том, что Россия входит в новый этап развития экономики. Это этап модернизации и инновационного роста, который невозможен без развития широкого бизнеса, предпринимательства, частной инициативы, конкурентного рынка, малого и среднего бизнеса.
Если раньше упор был сделан на крупные компании, которые смогли вывести страну из кризиса, то новый этап бизнеса должен стать этапом массового предпринимательства. Владимир Владимирович хотел узнать, какие проблемы у этого сектора.
– О каких трудностях вы рассказали президенту?
– Прежде всего о налоговой нагрузке и сложном налоговом администрировании. Сегодня налог НДС – самый сложный. Раздутые штаты бухгалтерии, огромные пачки документов, нагрузка на инспекции сопровождают обслуживание этого налога.
Этот налог, импортированный из западных стран, создает также большие криминальные возможности ухода от его уплаты, например, путем создания фирм-однодневок. Кроме того, он очень негибкий в смысле сочетания разных налоговых режимов, по которым работают предприятия.
– Какой вариант упрощения НДС вы предложили?
– Мы предложили вариант прямого НДС. То есть нужно уйти от переходного исчисления входящего и исходящего налога. В предлагаемом варианте начисляется только НДС на добавленную стоимость, которая была сделана в компании.
Это прибыль, амортизация, фонд оплаты труда и ЕСН, который на этот ФОТ (фонд оплаты труда) накладывается. Эти налоги и так считаются предприятием. Оно просто суммирует эту налоговую базу и начисляет на нее процентную ставку.
Это простой и ясный способ. При этом бюджет не только не страдает, но и получает еще дополнительно 59 млрд рублей.
– Как президент отреагировал на эти предложения?
– Он с интересом их выслушал и пообещал дать поручение экономическому блоку их рассмотреть.
– Как давно вы вырабатывали это предложение?
– Это предложение по новой форме НДС появилось у нас весной текущего года. Мы отдали его для расчета последствий в Институт развития налоговой системы. Кроме того, его оценку провели наши собственные эксперты и другие специалисты. Сегодня мы видим сплошные преимущества и ни одного недостатка. Хотя некоторые участники рынка относятся скептически.
– Какие возражения вы встретили?
– Ни одного аргумента против, кроме того, что нигде в мире такая схема не работает. Но ведь и в нынешнем виде НДС нигде в мире не работает. Он кардинально отличается в администрировании от того, что происходит на Западе.
Там он работает совершенно гуманно: никаких тонн счетов-фактур нет, возвращается НДС в течение десяти дней, огромной подтверждающей документации не требуется, книг учета покупок и продаж также не существует.
В США или в Индии вообще нет НДС. А у нас он сложен, потому что люди пытаются уйти от его уплаты. Поэтому вводятся драконовские меры, из-за которых растут затраты государства, бизнеса и так далее.
– Какая реакция на ваше предложение у бизнес-сообщества?
– Мы уже говорили с ОПОРой и РСПП о том, что необходимо реформировать НДС, но пока они не подтвердили, что именно этот вариант их устроит.
В ОПОРе мы находим больше понимания, а в РСПП меньше. Но мы собираемся рассказать этой организации о нашем взгляде на проблему и постараемся донести до них выгоду такого варианта.