Экономика

8 октября 2007, 09:30

Сергей Архипов: «Будем производить рокировочку»

Фото: ИТАР-ТАСС

В начале сентября радиостанция «Маяк» сменила формат, объявив, что теперь работает для более молодой аудитории. И, судя по всему, это только начало перемен, которые ждут радиостанции, входящие в холдинг ВГТРК. «Мы будем избавляться от скучных программ», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель дирекции ВГТРК по радиовещанию Сергей Архипов.

– Сергей Сергеевич, переориентация «Маяка» на более молодую аудиторию – это коммерческое решение или политическое?

Вы работайте в своем прежнем формате, но не для школьников. Вы работайте для той аудитории, которой шутки ниже пояса неинтересны

– Прежде всего политическое. У государства до недавнего времени не было средства донесения живой и доступной информации до молодой аудитории. Безусловно, коммерческая составляющая тоже есть, но она не превалирующая.

– А не принимается в расчет, что государство в преддверии выборов таким образом теряет в радиоэфире более старшую и голосующую аудиторию? То есть практически «отдает поляну» «Эху Москвы»?
– Это неправда. Во-первых, в преддверии выборов мы даже не трогали «Маяк», который идет «на кнопке». Мы вышли только на FM. А диапазон FM – так исторически сложилось – это более молодая аудитория. Я, скажем, не могу представить себе дедушку лет семидесяти с плеером в ушах…

– Ну почему, бывает.
– Но это очень редко. И, кроме как аплодисментов и доброй улыбки, у меня это ничего не вызывает: такой человек в душе молодой, веселый и энергичный.

– Так «Эхо» тоже работает в FM-диапазоне. У них очень «взрослая» аудитория, и Венедиктов (главный редактор «Эха Москвы». – Ред.), кстати, заявляет, что очень этим гордится.
– Ну и замечательно. Есть аудитория «Радио России» с огромным информационным блоком, в том числе и в FM.

– То есть «Радио России» закрывает старший сегмент аудитории, а «Маяк» – более молодой?
– Совершенно верно.

– Вы уже подготовили некий, как говорят рекламисты, месседж для вашей потенциальной аудитории – чем «Маяк» отличается от других ток-станций?
– А других ток-станций у нас, кроме «Эха Москвы», я не знаю. Остальные - информационные.

– Чем же информационное радио отличается от ток-радио?
– Это большая разница. Мы собрали людей, чье мнение интересно нашей целевой аудитории – и предложили обмен мнениями. Мы говорим о важном наравных и больше нет ни одной другой радиостанции, где это возможно. Не диджеи, а личности, не игра в интерактив, а диалог. Эфир – как средство общения. У нас открытый микрофон 24 часа в сутки.

– Так и у «Сити-FM», и у «Русской службы новостей» тоже полно интерактива.
– Полно интерактива – это не позиция. У нас общение и обмен информацией идет постоянно, прямо в студию приходят новостники с телеканала «Россия», никаких записных рубрик – к ведущим приходят эксперты в прямой эфир – наш формат соответствует времени, а интерактив – не дополнительная опция, а основа.

– А кстати, про «Русскую службу новостей». Это же ваш проект? Это вы принимали решение перепозиционировать «Русское радио – 2» в информационную станцию?
– Да.

– Ну и как? Это был успешный проект?
– В том виде, в каком он присутствовал, он был достаточно успешным.

– То есть те задачи, которые ставились, были решены?
– Конечно.

– А это были задачи отличные от тех, что стоят теперь перед «Маяком»?
– Да. РСН была более, скажем так, политизированной станцией. И обсуждались там в основном политические вопросы. «Маяк» в нынешней его форме более социально направленная станция. Политика здесь обсуждается только с точки зрения ее применения к социуму, к обществу.

– То есть потребительская станция?
– На сто процентов!

– Так что вы будете говорить искомой молодой аудитории? Приходите к нам на «Маяк», потому что… Потому что – что? Что вы даете, а больше никто не дает?
– Потому, что мы собрали уникальную команду ведущих, потому, что в нашем распоряжении квалифицированное мнение лучших экспертов страны, потому, что мы адекватны времени и умеем сочетать и музыку, и разговор, и новости. А главное: мы существуем в диалоге с аудиторией, мы говорим с ней на равных, живым языком, и личность на обновленном «Маяке» важнее формата.

– Вы считаете, на этот диалог есть спрос?
– Ну, судя по тому, что у нас два раза чуть не заклинило местный АТС и наши интернетчики, которые принимают сообщения в форуме, теряют зрение и нервы и просят, чтобы мы в три раза увеличили их штат, спрос есть. При этом люди, когда пишут на форум, указывают возраст, и если посмотреть сообщения на форуме, видно, что мы совершенно четко попали в нашу целевую аудиторию.

– А что же с более старшей аудиторией? В конце концов, у такого бренда, как «Маяк», безусловно, есть немалая цена. И эта цена во многом складывается именно из отношения к станции старшей аудитории. Вы не опасаетесь, что перепозиционирование эту цену снизит?
– Это неправда. Как ни странно, оттока пожилой аудитории мы не заметили. Пишут, ругают: «Верните старый «Маяк»! Где наши любимые передачи?! Какой негодяй перестал думать о пожилых людях?!»

– А на основании чего слушатели это говорят? Что, с точки зрения старшей аудитории, свидетельствует о том, что о них перестали думать?
– А потому что в эфире появились молодые голоса, молодые ведущие, которые разговаривают с 30-летними на их языке. Там полностью отсутствует какой-либо академизм. И я могу понять более взрослую аудиторию, они к этому не привыкли. Но так как пишут уже месяц, причем в основном одни и те же люди, значит, слушают. Морщатся, но слушают. И поверьте мне, если через полгода убрать все нововведения и вернуть «Маяк» в прежнее русло, те же самые люди будут писать: «Куда вы убрали наших любимых ведущих?! Немедленно верните все на место! Почему вы считаете нас за маргиналов? Мы хоть и пожилые, но в душе мы молодые».

– А вот Руслан Тагиев (гендиректор компании TNS Gallup AdFact. – Ред.), когда комментировал ваше намерение привлечь на «Маяк» аудиторию 25–45 лет, заметил, что эту аудиторию хотят все разговорные радиостанции, а между тем сама эта аудитория совершенно не желает слушать разговорные форматы.
– Ну, как показывает практика, это неправда.

– То есть Gallup ошибается?
– Ну не Gallup ошибается, а весьма уважаемый мною человек и мой хороший товарищ Руслан Тагиев. По крайней мере, в данном случае мне бы очень хотелось, чтобы он ошибался.

– А какие-то факты в подтверждение вашей правды есть? Мы же с вами понимаем, что количество звонков и сообщения на форуме – очень косвенные и ненадежные данные. Есть какие-то измерения аудитории?
– Рано говорить об этом.

– Хорошо. Давайте тогда говорить о привлечении молодой аудитории на «Маяк». Какими инструментами будете пользоваться? В Интернете продвигаться будете?
– Безусловно! Кстати, сейчас переделываем сайт.

– Что там будет? Тусовка? Новости?
– Там будет все, поверьте мне.

– Планируете сделать его самостоятельной единицей, которая будет деньги зарабатывать?
– Да нет.

– А ведь Интернет – самый перспективный рекламный рынок.
– Пока не планируем.

– То есть стандартно – новости, интервью, звезды. Кстати, про звезд. Почему именно этих ведущих привлекли – Бачинский, Стиллавин, Комолов, Шелест, Катя Гордон? Почему не других? Это те, кто подвернулся? Или именно они точно попадают в формат?
– Вы знаете, я никогда ничего не делаю просто так. Я пригласил на «Маяк» тех, кого держал в голове. Тех, кто на сто процентов может работать на неблагодарной на первый взгляд ниве радиопублицистики.

– Ну вот те же Бачинский и Стиллавин. Ведь их уже пробовали на РСН на серьезных темах. Попробовали и сняли.
– Их никто не снимал. Они просто устали.

– Почему?

– Потому что очень тяжело ломать себя. Они выходили на РСН с 11 утра до полудня целый месяц, и вы знаете, человек должен быть артистом очень высокого уровня, чтобы через 10 минут после окончания комедии играть трагедию. Они же выходили в совершенно другом формате. А когда я пришел сюда, на ВГТРК, у меня первая мысль была о Бачинском и Стиллавине. Причем я никого не переманивал, просто так получилось, что мне позвонил Гена и сказал: «Мы ушли» – и только тогда я ответил: «Я вас жду».

– А какие задачи вы им ставили. Вообще, вы сами ставили им задачи?
– Я вообще-то тут всем задачи ставлю, меня для этого и пригласили на работу.

– Но ведь бывает же так, что есть руководитель проекта, которому вы ставите задачу, а он уже ставит ее всем остальным…
– Пока нет.

– Так какие задачи вы ставили Бачинскому и Стиллавину? Что поменять, что сохранить?
– Они умные и образованные люди, они сами все понимают. Я им просто сказал: «Ребята! Вы работайте в своем прежнем формате, но не для школьников. Вы работайте для той аудитории, которой шутки ниже пояса неинтересны». И кроме того, им уже давно надоело развлекать людей с низким уровнем интеллекта. То же можно сказать и об Антоне Комолове. Я его давно знаю как человека с очень хорошим русским языком и очень хорошим образованием…

– Кстати, мне кажется, Комолов довольно академичен.
– А у нас все смены, которые работают, они все разные. И каждая найдет свою аудиторию. Кому-то нравится Бачинский со Стиллавиным, кому-то – очень спокойные Шелест с Комоловым (они, по-моему, вообще всеобщие любимцы и интеллигентнейшие люди). А кому-то очень нравится скандальная Катя Гордон, которую остановить невозможно, если она начинает заводиться. Сейчас вот еще ждем… (пауза)

– Кого?
– Фёклу Толстую. Может быть, даже уже на этой неделе.

– А еще кого ждете?
– Я называю только те фамилии, с которыми есть хотя бы предварительная договоренность.

– А есть фамилии, о которых вы мечтаете? Может быть, даже недостижимые? Которые, с вашей точки зрения, вписались бы в формат?
– Есть.

– А давайте назовем. Эдакая публичная оферта – через газету ВЗГЛЯД.
– (Пауза.) Знаете, я вам скажу одну вещь... (Пауза.) Я бы с большим удовольствием пригласил Машу Ситтель. Она очень интересно говорит, большая умница. Правда, она работает в таком режиме на «Вестях», что просто физически не может. Пока не может. Еще я бы пригласил Катю Коновалову, которая работает на «Вести – Москва». А еще есть очень интересные, очень умные люди, которых я бы с удовольствием пригласил, потрясающе говорящие, с удивительным чувством юмора, но, к сожалению, они на эту работу не пойдут – у них слишком много дел в администрации президента.

– А давайте поговорим о новостях на «Маяке». К ним какие-то требования будете предъявлять? Содержание, подача? Фирменные позывные в начале часа?
– Ну, позывные – это святое. Это трогать нельзя. А вот что касается новостей, пока из службы информации, которая работает на «Маяке», меня устраивают только четыре человека. Я не говорю сейчас о корреспондентах, они работают очень хорошо. Я имею в виду ведущих новостей.

– А сколько их всего?
– Их много. Причем, безусловно, с точки зрения содержательной это очень профессиональные люди. Они знают, что такое информация, что такое новости, они влюблены в свою профессию. Но каким-то образом я все-таки буду пытаться избавить их от академичной подачи материала. Причем независимо от возраста – есть и молодые, которые работают как в 1971 году. Удастся – отлично. Нет – будем производить рокировочку. Они пойдут на «Радио России», где нужна более медленная подача.

– То есть людей бережете, на улицы не гоните?
– Ну что вы, зачем? Здесь колоссальное количество талантливых людей. Главное – задать правильный вектор.

– А между тем говорят, что на «Маяке» невероятно большое, даже чрезмерное количество людей.
– Под 400 человек!

– Так, может, их надо немного ужать?
– Это правда. Но вы не забывайте, нам «Радио России» еще переделывать.

– Но, говорят, там тоже чрезмерное…
– И это правда. Могу сказать только одно – останутся лучшие.

– А радио «Культура» – это ведь тоже ваша головная боль сейчас. Вы же отвечаете за все радиопроекты ВГТРК?
– Это действительно головная боль. И вот в каком плане: деньги на производство программ на радио «Культура» (государственные, подчеркиваю, деньги) тратятся колоссальные – 2,5 млн долларов в год. Почти. Включая зарплаты, внештатников, содержание… Это очень дорогое радио. Вообще литературно-художественное радио – это очень дорогой формат. А рейтинг у радио «Культура» и возможность достичь ушей аудитории – мизерные. Во-первых, сделано неправильно, во-вторых, сеть распространения практически никакая, слышно плохо, частота в Москве не очень хорошая, надо ее чистить и править. И я думаю, что хорошие программы с радио «Культура» (а там есть хорошие программы) уйдут на «Радио России» – люди имеют право их слышать по всей стране, а не только в отдельно взятой Москве с плохим передатчиком. А на той частоте, где вещает радио «Культура», мы, скорее всего, в ближайшее время прекратим вещание, чтобы решить технологические вопросы. Потому что сейчас мы выбрасываем государственные деньги в песок. А между тем у государства, например, до сих пор нет детского вещания.

– Это еще один проект?

– Безусловно. Сейчас радио «Юность» висит на УКВ, а УКВ-приемниками нынешнее поколение уже не пользуется. А как ни странно, «Юность» – это очень хороший продукт. Его процентов на сорок поправить, почистить, добавить…

– Тоже дорогой?
– Он не дорогой. Поверьте, это не дорого.

– Сколько зарабатывает «Маяк» на рекламе?
– В прошлом году – 8 млн долларов.

– А в этом?
– Планирую выйти на 18–22 миллиона.

– А где наступает окупаемость? У вас же очень дорогое распространение сигнала…
– Ну, распространение сигнала нам финансирует государство. Никто не сможет сделать коммерчески выгодным распространение сигнала на средних волнах, но информировать население как государственная структура мы обязаны. Эти расходы покрывает государство.

– Так где наступает окупаемость? На 20 млн наступает?
– Да, безусловно. Но при правильной конструкции, которую еще надо выстроить.

Текст: Алексей Шаравский

Вам может быть интересно

На подлете к Москве сбиты 37 дронов
Темы дня

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланса Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, он не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Бастрыкин оценил ущерб регионов России от обстрелов с Украины

Трамп сообщил о резком разговоре с «евротройкой»

Долина безоговорочно выполнила указания мошенников

Новости

Атака беспилотников помешала посадке 40 самолетов в аэропортах Москвы

Минувшей ночью свыше 40 рейсов перенаправили из Москвы в другие города из-за временных ограничений на прием воздушных судов.

Боевики в ЦАР просили Киев помочь совершить госпереворот

Боевики в Центрально-Африканской Республике обратились к Украине за помощью в организации попытки военного переворота в преддверии выборов, назначенных на 28 декабря, сообщил советник по безопасности президента ЦАР Фостен-Арканжа Туадера Дмитрий Подольский с позывным Салем.

Эстонский президент Карис заявил, что повзрослел в 67 лет

Президент Эстонии Алар Карис заявил в социальных сетях, что «внезапно повзрослел», и теперь больше не хочет «слушать глупцов», на данный момент главе эстонского государства 67 полных лет.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп объяснил задержание военными США танкера у берегов Венесуэлы

Американский президент Дональд Трамп подтвердил задержание танкера у берегов Венесуэлы военными США, добавив, что для подобного решения у Вашингтона были весомые причины.

ВС России начали зачистку Северска в ДНР

Всего 25% Северска Донецкой Народной Республики остаются под огневым контролем подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ), бойцы ВС России начали зачистку города, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Умер физик и создатель ядерного щита России Радий Илькаев

О смерти почётного гражданина Сарова, академика Российской академии наук, директора и научного руководителя Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Радия Илькаева сообщил 10 декабря глава города Саров Алексей Сафонов.

Politico: Бельгии грозит изоляция в ЕС за отказ изъять активы России

Бельгия рискует оказаться в изоляции внутри Евросоюза наряду с Венгрией, если не согласится на изъятие российских активов, сообщает Politico.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Украинские морские дроны атаковали танкер Dashan в Черном море

Украинские морские дроны Sea Baby атаковали танкер Dashan под флагом Коморских Островов в Черном море и повредили его, сообщило украинское издание «Страна.uа».

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а, значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов