О расширении военно-технического сотрудничества с Москвой в четверг объявил министр обороны Индии Пранаб Мукерджи. Помимо военных кораблей Дели также приобретет 28 крылатых ракет Klub на 192 млн. долларов. Ракетами индийские военные оснастят подводные лодки, которые были ранее куплены у России.
За счет поставок боевых кораблей Москва сохраняет долю на перспективном рынке
Ранее Россия уже поставила Индии три фрегата. Заказ выполнял Балтийский завод, принадлежащий Межпромбанку. Тогда поставки происходили с задержками. Министр обороны России Сергей Иванов объяснял их «несовпадениями российского и индийского законодательств».
Российские законы предполагают, что сначала нужно осуществить поставки оборудования, получить полностью оплату за поставки, а потом платить штраф за то, что происходили задержки. Согласно индийскому законодательству все происходит «с точностью до наоборот», отмечал министр.
В случае со второй партией российских фрегатов Индия рассчитывает избежать задержек при выполнении контракта. «Первый фрегат будет поставлен через пять лет после официального подписания договора», – сообщил господин Мукерджи после заседания Комитета по безопасности Индии. На Балтийском заводе, который ранее отвечал за постройку фрегатов для Индии, считают названные сроки реалистичными. «Если исходить из предыдущих сроков, это нормально», – сказал газете ВЗГЛЯД представитель Балтийского завода.
Рособоронэкспорт заинтересован в том, чтобы проблем с выполнением индийского контракта не было. Пока Россия остается основным поставщиком вооружения Индии. Но в последнее время официальный Дели диверсифицировал закупки, включив в число партнеров Израиль, Францию и США. В частности, до сих пор не определен победитель тендера на поставку в Индию 126 многофункциональных истребителей. В конкурсе принимает участие российская корпорация «МиГ», американские производители предложили самолеты F-16 и F-18, Швеция готова продать истребители Gripen, Франция выставила на тендер Rafale. В тендере также участвуют истребители Eurofighter, в разработке которых принимали участие Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания.
Многие говорят, что строить фрегаты на заводе «Янтарь» будет сложно |
В военно-морском экспорте в Индию Россия сохраняет устойчивые позиции. За счет поставок боевых кораблей Москва сохраняет долю на перспективном рынке. Флот Индии насчитывает как минимум 25 военных кораблей и 16 подводных лодок. Доля военных расходов в федеральном бюджете Индии на год, заканчивающийся в марте 2007 года, была увеличена на 7% – до 890 млрд. рупий (19,3 млрд. долларов).
После подписания контракта с Индией Рособоронэкспорту предстоит заключить договор о комиссии с заводом-строителем. За выполнение индийского контракта борются завод «Северная верфь», как и Балтийский завод, подконтрольный Межпромбанку, и калининградский судостроительный завод «Янтарь». На «Северной верфи» газете ВЗГЛЯД сообщили, что решение о распределении заказа еще не принято. «Новой информации у нас пока нет», – сказал и сотрудник Межпромбанка. А представители Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения, в состав которого входит «Янтарь», были недоступны для комментариев.
Источник газеты ВЗГЛЯД в отрасли считает, что шансы получить индийский заказ сейчас выше у завода «Янтарь». «Судя по политической конъюнктуре, это «Янтарь», – отмечает источник. По его словам, решение о распределении подряда на строительство кораблей будет принято в течение нескольких месяцев.
«Процесс займет от трех до четырех месяцев со времени подписания контракта, – считает источник. – Все зависит от борьбы между заводами. Но если уже принято твердое политическое решение – никакой борьбы не будет, подпишут быстро».
Передачу выгодного контракта «Янтарю» участники рынка связывают с намерением Рособоронэкспорта выкупить у Межпромбанка судостроительные активы. По неофициальной информации, совладелец Межпромбанка Сергей Пугачев и топ-менеджмент Рособоронэкспорта не могут договориться о цене продажи. Источник газеты ВЗГЛЯД в отрасли предполагает, что, лишая «Северную верфь» выгодного экспортного контракта, государство сбивает цену завода. «Многие говорят, что строить фрегаты на заводе «Янтарь» будет сложно, – указывает источник. – Значит, государство будет инвестировать средства в развитие завода, тратить деньги, в том числе и те, которые поступят из Индии».