Ранее Росимущество придерживалось позиции, что KrasAir наряду с другими компаниями должна влиться в «Аэрофлот» путем передачи ему госпакета компании (государству в красноярском авиаперевозчике принадлежит 51%), а теперь оно готово рассматривать создание консолидированной компании на базе KrasAir. При этом терять контроль в новой структуре Росимущество не собирается.
В Росимуществе не понимали, зачем создавать еще одну крупную госавиакомпанию наряду с «Аэрофлотом
В соответствии с оценкой, проведенной аудиторской компанией «Пачоли», при создании объединенной авиационной корпорации государство должно получить контрольный пакет. Сначала «Пачоли» оценила долю государства в 42,4%. Но в связи с тем, что расчеты были сделаны без учета премии государства за контроль в KrasAir и «Домодедовских авиалиниях», оценка была изменена. Перерасчет показал, что долей частных акционеров недостаточно для получения контроля, а доля государства в холдинге составит 50,04%.
Частным лицам во главе с Борисом Абрамовичем принадлежит около 40% KrasAir, 48,7% «Домодедовских авиалиний», 40% авиакомпании «Самара», более 80% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса» - компаний, которые войдут в новую структуру. В свою очередь государству принадлежит 51% акций KrasAir, 50% ДАЛ и 46,5% «Самары».
Росимущество фактически заморозило проект, заявив, что его технико-экономическое обоснование недостаточно продуманно, а структура акционеров альянса непрозрачна. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по фактам мошенничества с имуществом авиакомпании «Красноярские авиалинии».
В Росимуществе не понимали, зачем создавать еще одну крупную госавиакомпанию наряду с «Аэрофлотом», если можно просто отдать последнему все государственные активы в отрасли и консолидировать ее под контролем государства. Существование двух конкурирующих компаний под контролем государства выглядело нелогичным.
Речь шла о передаче «Аэрофлоту» государственных долей в авиакомпаниях «Сибирь» (25%), «Пулково», ГТК «Россия», «Дальавиа» (принадлежат РФ на 100%), «Владивостокавиа» и KrasAir (51%).
В то же время Роман Абрамович предлагал создать крупную частную компанию на базе KrasAir, которая внесла бы в рынок большую долю конкуренции. Весной текущего года идею альянса одобрил Владимир Путин. При этом президент остановился на редакции документов, предложенной МЭРТ и Минтранс, согласно которой государственная доля в авиаальянсе будет ниже контрольной.
«Главное то, что Росимущество все-таки согласилось на создание новой компании», - считает аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред.
Кто будет владеть контрольным пакетом, пока непонятно. Герман Греф считает, что он должен принадлежать частным инвесторам, а не государству. «Таким образом, на рынке поддерживается здоровая конкуренция с одной стороны, и соблюдается тенденция к консолидации - с другой», - пояснила Ольга Шкред газете ВЗГЛЯД. Как отмечает аналитик, окончательное решение относительно судьбы KrasAir будет приниматься МЭРТ и утверждаться президентом.
Есть вероятность другого сценария, считает Ольга Шкред. «Поскольку частным владельцам будет принадлежать меньше контрольного пакета в новой компании, то им будет предложено выкупить контроль за деньги, - рассказывает аналитик. - Тогда на рынке появятся два сильных частных конкурента «Аэрофлота» – структура на базе KrasAir и Сибирь».